Особенности экономической политики Китая

Особенности экономической политики Китая

В конце 70-х гг. ХХ в. руководство страны провозгласило курс на экономическую реформу, на построение социалистического рыночного хозяйства. В 2008г. Экономической реформе в Китае исполнилось 30 лет. За такой короткий срок китайцы смогли приумножить свой экономический потенциал в восемь раз, а доходы населения - в шесть.

Сейчас КНР - индустриально-аграрная социалистическая страна, темпы развития которой остаются высокими. По данным Всемирного банка, в 2008 г.. ВВП страны достиг 7900000000000 долл. (Второй место в мире после США). А средний годовой прирост ВВП на душу населения в период с 2000 по 2008 г.. В среднем составлял 9,5%. Это один из самых высоких показателей прироста в мире.

Еще одним свидетельством больших достижений китайской экономики стало то, что по отдельным базовым показателям КНР приближается к уровню США и Японии, а по некоторым даже превосходит их. Экономическое могущество Китая подтверждает и то, что он смог поднять свою науку и технику до такого уровня, что это обеспечило изготовление отечественного ракетоносителя и первый полет китайского космонавта.

Среди факторов, обусловивших быстрый экономический рост КНР, китайские ученые и политики выделяют прежде всего следующие:

  • во-первых, «социализм с китайской спецификой». В основе экономической системы КНР лежит государственная, коллективная, частная и индивидуальная собственность на средства производства. Государственная собственность представлена ​​большими и средними предприятиями промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства, а также финансовыми учреждениями. То есть государственный сектор является ведущим. Коллективная собственность представлена ​​мелкими предприятиями в городе и на селе, большими коллективными предприятиями с высоким уровнем обобществления и численностью занятых более тысячи человек, производственно-кооперативными группами. Частную собственность представляют мелкие предприятия, на которых работают более 7-8 наемных работников. Их насчитывается около 800 тыс. Индивидуальную собственность представляют предприятия, основанные на труде владельцев и членов их семей. Эти предприятия наиболее распространены в сельском хозяйстве, бытовом обслуживании населения, строительстве, культуре, розничной торговли и тому подобное;
  • во-вторых, эффективная экономическая политика государства. Исходя из учета многоукладности экономики, китайское руководство позаботилось о оптимальное сочетание централизованного планового руководства экономикой и рыночных механизмов. Об этом убедительно свидетельствует аграрная политика Китая. Имея 21% населения мира и лишь 7% пахотных земель планеты, КНР смогла не только решить продовольственную проблему, но и экспортировать сельскохозяйственную продукцию во многие страны мира. Расширяя хозяйственную самостоятельность промышленных предприятий и позволяя новые их формы, государство одновременно продолжает жестко контролировать их деятельность через разнообразную систему экономической ответственности. Не менее эффективной в условиях является внешнеэкономическая политика китайского руководства. Поэтапно делегируя право заниматься внешнеэкономической деятельностью территориальным государственным органам, отраслевым и местным внешнеторговым компаниям, создавая специальные экономические зоны и т.д., государство создает модель внешнеэкономической открытости настолько, насколько это выгодно для национальной экономики, для ее быстрого устойчивого роста. В экономику Китая инвестированы огромные средства западных и японских компаний. Территориальная политика реформ предусматривает перенос «экономического центра тяжести» с востока страны на ее запах, что позволит структурно перестроить слаборазвитые районы;
  • в-третьих, так же как политико-экономическая стабильность общества, относительно высоки исполнительская дисциплина производственного персонала, размеры и возможности национальной экономики, привлечения политико-экономического потенциала китайской диаспоры для развития страны, создания привлекательного климата для иностранных инвестиций, невхождения в двусторонних или многосторонних структур, которые могло бы негативно сказаться на экономических интересах и экономической безопасности страны.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *