«Песнь о Гайавате» сокращенно

«Песнь о Гайавате» сокращено читать

Во введении автор вспоминает музыканта Навадагу, когда в древние времена певшего песню о Гайавате:

В его рожденье странным,
В его великой жизни:
Как постился и молился,
Как трудился Гайавата,
Чтоб народ его был счастлив,
Чтоб он шёл к добру и правде

Верховное божество индейцев, Гитчи Манито - Владыка Жизни, который создал все народы, наметил пальцем русла рек по долинам, слепил из глины трубку и закурил ее. Увидев дым, поднимавшийся в небо, Трубки Мира, собрались вожди всех племен:

Шли Чоктосы и Команчи,
Шли Шошоны и Омогой,
Шли Гуроны и Мэндэны,
Делавэры и Могок,
Черноногие и Поны,
Оджибвеы и Дакоты.

Гитчи Манито призывает враждующие племена примириться и жить «как братья» и предрекает появление пророка, укажет им путь к спасению. Повинуясь Владыке Жизни, индейцы погружаются в воды реки, смывают боевую краску, закуривают трубки и пускаются в обратный путь. Победив огромного медведя Мише - Моква, Меджекивис становится Властелином Западного ветра, другие же ветры отдает детям: Восточный - Вебону, Южный - Шавондази, Северный - злому Кабибонокке.

«В незапамятные годы, В незапамятные время» прямо с месяца упала на цветущую долину прекрасная Нокомис, дочь ночных светил. Там, в долине, Нокомис родила дочь и назвала ее Веноной. Когда дочь выросла, Нокомис не раз предостерегала ее от чар Меджекивиса, но Венона ослушалась матери.

И родился сын печали,
Нежной страсти и печали,
Дивной тайны - Гайавата.

Коварный Меджекивис вскоре оставил Венону, и та умерла от горя. Гайавате вырастила и воспитала бабка. Став взрослым, Гайавата надевает волшебные мокасины, берет волшебные рукавицы и отправляется на поиски отца, горя желанием отомстить ему за гибель матери. Гайавата начинает бой с Меджекивисом и заставляет его отступать. После трехдневного боя отец просит Гайавате прекратить бой. Меджекивис бессмертный, его нельзя преодолеть. Он призывает сына вернуться к своему народу, расчистить реки, сделать землю плодоносной, умертвить чудовища и обещает сделать его после смерти владыкой Северо - Западного ветра.

В лесной глуши Гайавата постится cемь дней и ночей. Он обращается к Гитчи Манито с молитвами о благе и счастье всех племен и народов, и как бы в ответ в его вигвама появляется юноша Мандамин с золотистыми кудрями и в зелено-желтой одежде. Три дня Гайавата борется с посланником Владыки Жизни. На третий день он побеждает Мандамина, прячет его и затем не перестает посещать его могилу. Над могилой один за другим вырастают зеленые стебли, это иное воплощение Мандамина - кукуруза, пища, посланная людям Гитчи манит.

Гайавата строит пирогу из березовой коры, скрепляя ее корнями тэмрака - лиственницы, делая раму из ветвей кедра, украшает иглами ежа, окрашивает соком ягод. Затем вместе со своим другом силачом Квазиндом Гайавата поплыл по реке Таквамино и очистил ее от коряг и мелей. Гайавата находит себе жену, прекрасную Миннегагу из племени дакотов. На свадебном пиру в честь жениха и невесты танцует красавец и насмешник По - Пок - Кивис, музыкант Чайбайабоса поет нежную песню, а старый Ягу рассказывает удивительную легенду о волшебнике Оссэо, сошедший с Вечерней Звезды

Чтобы уберечь посевы от порчи, Гайавата велит Миннегази во мраке ночи обойти поля обнаженной, и она послушно, «без смущения и без страха» повинуется. Гайавата же ловит Царя - Ворона, Кагаги, который отважился привести стаю птиц на посевы, и для острастки привязывает его на кровле своего вигвама. Гайавата придумывает письмена, «чтоб грядущим поколеньям / Было можно различать их».

Страшась благородных стремлений Гайаваты, злые духи заключают против него союз и курят в водах Гитчи - Гюмы его ближайшего друга музыканта Чайбайабоса. Гайавата от горя заболевает, и его исцеляют с помощью заклинаний и магических танцев

Дерзкий красавец По - Пок - Кивис учит мужчин своего племени играть в кости и безжалостно их обыгрывает. Затем, розохотившись и зная к тому же, что Гайавата отсутствует, По - Пок - Кивис разоряет его вигвам. Вернувшись домой, Гайавата пускается в погоню за В - Пок - Кивисом, а тот, убегая, оказывается на бобровой плотине и просит бобров превратить его в одного из них, только больше и выше всех остальных. Бобры соглашаются и даже избирают его своим вождем, и Гайавате удается справиться со своим врагом, только призвав на помощь молнию и гром.

Гайавата теряет еще одного своего друга - силача Квазинда, которого погубили пигмеи, попавшие ему в темя «голубой еловой шишкой», в то время как он плыл в пироге по реке. Наступает суровая зима, и в вигваме Гайаваты появляются призраки - две женщины. Они мрачно сидят в углу вигвама, не говоря ни слова, только хватают лучшие куски пищи

В селениях индейцев начинается голод. Гайавата отправляется на охоту, но безуспешно, а Миннегага ослабевает с каждым днем ​​и умирает. Гайавата, выполненный скорби, хоронит жену и четыре ночи курит погребальный костер. Прощаясь с Миннегагой, Гайавата обещает вскоре встретиться с ней «в царстве светлого понимать, Бесконечного, вечной жизни». В поселок возвращается из далекого похода Ягу и рассказывает, что видел Большое Море и крылатую пирогу «больше целого рощи сосен». В этой лодке Ягу видел сто воинов, лица которых были выкрашены белой краской, а подбородок покрыты волосами. Индейцы смеются, считая рассказ Ягу очередной небылицей. Не посмеивается только Гайавата.

Гайавата рассказывает, что Владыка Жизни открыл ему будущее: он видел «густые рати» народов, переселяющихся на Запад. Разны были их наречья,
Но одно в них билось сердце,
И кипела неустанно
Их весёлая работа:
Топоры в лесах звенели,
Города в лугах дымились,
На реках и на озерах
Плыла с молнией и громом
Окрылённые пироги.

Но будущее, что видит Гайавата не всегда лучезарно: он видит и индейские племена, погибают в борьбе друг с другом.

Гайавата, а за ним и другими индейцами приветливо встречают бледнолицых, что приплыли на лодках, и приобщаются к истинам, которые провозглашает наставник бледнолицых, «их пророк в одежде черной», - к истокам христианской религии, рассказам «о Святой Марии - Деву, О ее Сына ». Гости Гайаваты засыпают в его вигваме, утомленные жарой, а сам он, попрощавшись с Нокомис и со своим народом и завещая внимать мудрым наставлениям присланных из царств света гостей, истекает в своей пироге на Запад, в Страну понимать, «до островов Блаженных - в царство бесконечного, вечной жизни! ».

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *