«Реквием» А. Ахматовой - памятник жертвам сталинского террора

Произведение "" Реквием »Ахматовой - памятник жертвам сталинского террора»

Об ужасах суток сталинского террора мы знаем теперь много из воспоминаний очевидцев, произведений, литературы, кинематографа. А в тридцатые годы прошлого века о них говорили шепотом. Анне Ахматовой - выдающемуся русскому поэту (именно так, она никогда не называла себя поэтессой) пришлось сполна пройти путем испытаний того времени. Еще в 1920 году был расстрелян большевиками ее первый муж Н. Гумилев, известный русский поэт, в прошлом царский офицер. 1935 были арестованы как «участники антисоветской терористськои группы» сын Ахматовой Лев Гумилев и ее второй муж М. Пунин. После письма Анны Ахматовой к Сталину их освободили, однако через три года Л. Гумилева арестовали снова. Долгих семнадцать месяцев провела иметь в тюремных очередях, пока решалась судьба ее сына. Там, в тех страшных молчаливых очередях «под ярости стужи и в июльские дни под красной ослепли стеной» зародились стихи из цикла «Реквием», который впоследствии она назвала поэмой.

В прозаическом «Прологе» к поэме Ахматова рассказывает, как однажды незнакомая женщина с тюремной очереди спросила поэта, сможет ли она описать все увиденное и пережитое. И Ахматова данная себе клятву: невзирая на смертельную опасность она донесет правду до потомков. Стихи из «Реквиема» створюванися в 1934-1940 гг. И в начале 60-х годов. Рукописи, как правило, сжигались после того, как автор и несколько друзей, которым Ахматова доверяла полностью, запоминали стихи, и только 1962 полный рукопись поэмы было передано в редакцию журнала «Новый мир».

Однако при жизни Ахматовой произведение в Советском Союзе так и не было напечатано. «Реквием» увидел свет сначала за рубежом 1963 в Мюнхене и лишь в 1988 году - в России. Уже сама история создания и публикации поэмы много шо рассказывает нам о том времени.

Хотя в основу произведения положены реальные факты из жизни автора, содержание поэмы не сводится к семейной трагедии. Недаром, передавая рукопись в «Нового мира» Ахматова поставила в произведения эпиграф из одного из своих стихотворений:

Нет, не под чужих небосводом
Водовороте я радовала судьбу -
Я тогда была со своим народом.
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Поэма звучит от первого лица множественного числа «Мы» - это народ, это все те, что страдали, эти несчастные матери, жены, дочери, с которыми Ахматова стояла в бесконечных очередях, чтобы вымолить право на свидание, чтобы узнать о судьбе, чтобы отнести передачу ... Для тех, кто стоит перед тюрьмой, мир стал мертвым. От их горя "поникают горы», «каменеет река». Улыбались в те времена только мертвецы, потому радовались смерти, которая была милее жизни. Прекрасный Ленинград, дорогой сердцу Ленинград превратился в «лишний довесок» в тюрьмы, потому что в мыслях, в частных разговорах шепотом болезненными темами были аресты, заключения, Кресты, «узников полки».

И невинная корчилась Русь
Под кровавыми каблуками
И под шинами черных "Маруся".

А над скованной горем и страхом страной несется крик души матери, для которой жизнь без сына теряет смысл. Свет озаряет большая звезда как знак апокалипсиса.

Поэма состоит из ряда эпизодов, однако они, будто мозаика, создают выразительную картину трагедии «стомильонного народа», от имени которого Ахматова провозгласила свой «Реквием», сотканный «всем из бедных, у них же подслушанных слов».

Это произведение, которое стало памятником невинным судьбам, оборванным тоталитарным сталинским режимом, является одновременно и свидетельством высокого подвига Анны Ахматовой - матери, человека, поэта во имя своего народа.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *