Роль Мефистофеля в трагедии Гете «Фауст»

Произведение «... делает лишь добро, желая лишь злого»

Мефистофель является воплощением злой мудрости. Он тонко знает человеческую натуру и как никто умеет воспользоваться ее слабостями.

Имя Рафаэля состоит из двух древнееврейских слов: «Мефиз» - разрушитель и «тофель» - обманщик. Это одно из многочисленных имен дьявола.

Задача Мефистофеля - соблазнить Фауста, столкнуть его с морально безупречной позиции и тем самым доказать, шо люди - Божьи создания - ничтожны. Он предстает перед нами как воплощение крайнего скепсиса, недоверия к «божественной» возвышенной природы человека. Недаром Рафаэль чувствует себя в родной стихии в погребки Авербаха. Пьяное гульбише, низменные страсти, разгул сладострастия, царящей там, - все это как нельзя лучше соответствует представлению дьявола о человеке.

По мнению Рафаэля, несложно втянуть человека в водоворот сомнительных наслаждений и развлечений. Но для Фауста такое «сладкая жизнь», своего рода идеал обывательского благополучия, не имеет никакой ценности.

Мефистофель убежден в неразборчивости мужчины в любви: «Теперь с тем хмелем в головке Елену вбачиш в каждой девушке». Это он обращает внимание Фауста на юную Маргариту - обычного девушку с обычными жизненными запросами.

Мефистофель невысокого мнения и о женской целомудрие. Сам он легко искупает Марту - жену солдата. В то же время он стремится дать Фаусту наглядное свидетельство, как надо вести себя с женщинами. Однако настойчивая опека Рафаэля тяжелая для Фауста. а циничная ирония дьявола вызывает внутренний протест.

Мефистофель изо всех сил пытается развратить Фауста. Однако любовная коллизия Фауста и Маргариты идет своим путем, и князь тьмы остается часто лишь пассивным наблюдателем.

Образ Мефистофеля в трагедии неоднозначен. Сам Гете объяснял этот образ как «дух отрицания». Мефистофель не только «отрицает» что-то несовершенное в жизни, но и тем самым освобождает путь для совершенного. Так, Мефистофель, пытаясь высмеять и опорочить действия и поступки Фауста, тем самым побуждает его к большему духовному самосовершенствованию и активной жизни. Мефистофель - олицетворение такого возражения, не останавливает, а двигает жизнь, побуждает развитие. В «Прологе на небе» Господь говорит:

Человек не вечно деятельности радуется.
Больше всего любит покой;
Нужен ей спутник подвижные.
Чтобы бесом играл и возбуждал к действию.

Противопоставляя хорошую зло, дух отрицания побуждает творить добро. И будет так, пока люди живут на белом свете.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *