«Собор» Гончар главные герои

Собор - роман-предостережение, один из самых известных и выдающихся произведений Олеся Гончара . Написанный в 1967 году.

«Собор» Олесь Гончар главные герои

Условно героев романа можно разделить на две группы в соответствии с их деятельности и характера: те, кто борется за сохранение «соборов душ»:

  • Николай Баглай
  • Роман Орляченко
  • Иван Баглай
  • Елька
  • Изот Лобода
  • Ягор Катратий
  • Шпачиха
  • Вирунька
  • Хома Романович
  • Костя-танкист
  • Яворницкий

и те, кто осквернителями светлого и чистого, святого и честного:

  • Володька Лобода
  • Семен Таратута
  • «Браконьеры-юшкоид»
  • бригадир
  • бандиты с гуляйпольских степей
  • ресторанные повесы и проститутки

Главная сюжетная линия романа связана с собором. Собор является центральным образом, эпицентром событий, разворачивающихся вокруг. Его можно назвать главным персонажем романа.

Николай Баглай

Николай Баглай - студент-металлург, один из главных персонажей произведения, выступает страстным поборником правды, искателем идеала нравственной и духовной красоты.

Николай влюблен в свои родные места, у людей, проживающих там, природу, в собор, олицетворяющий все величественное и прекрасное, что объединяет его с прошлым и будущим. Это идеалистический образ поэта, мечтателя.

Он родился во время войны в окопе. Первое, что он видел и слышал, это ужасы войны, взрывы бомб. С детства был сиротой, его отец погиб на войне, так что Николай его не застал. Парень имел нелегкое послевоенное детство. Затем учился в школе, работал на металлургическом заводе и учился в институте.

Николай Баглай имел обостренное чувство справедливости, желание видеть мир лучше, чем он есть на самом деле, чистым и прекрасным. Юноша болеет за чистоту своего родного края, Зачиплянки, Днепра. Он наконец поставил цель - сконструировать очищающую систему, которая предотвратит загрязнение воздуха заводскими дымами.

В споре с технократом и прагматиком Геннадием Николай утверждает, что именно духовное и определяет человека, смысл его жизни:

Можно прожить и без собора, и без песни, и без Рафаэля. Без всего можно, на чем висят охранные таблицы и на чем их нет. Можно «Анну Каренину» читать в экстракте, на полторы страницы текста. Но остались бы мы тогда в полном смысле слова людьми? Не стали бы просто юшкоид, пожирателями шашлыков? Тяглом истории?

И когда Геннадий говорит о возможной всепланетную катастрофу в ядерную сутки, Баглай в ответ:

И если уж говорить о бессмертии, то искусство стоит к нему ближе

и

... Искусство - это неистребимый след человечества, его взлеты, его вершины, над которым царит дух победы над смертью, дух нерушимости

В разговоре с Елькой он высмеивает «разные так называемые колхозные» и «рабочие» романы, делятся с суровостью кастовой - один от шелюгивськои фермы и до собора, а второй - от собора, где зона города начинается, и уже до самой домны: другом герою сюда нельзя, вход запрещен ... »

Николай Баглай является юношей-идеалистом, поэтому он нетерпим к осквернителей всего святого: браконьеров, «юшкоид», разрушителей исторических памятников, «батькопродавцив».

Он пытается найти ту наследство возрастов, питает наш дух, способствует сохранению национального сознания.

В своих чувствах к Ельки Николай - тоже чистый и прекрасный, считая любви «солнечным» из всех чувств. Именно любовь помогает Николаю Баглаю в борьбе со смертью, когда он защищает собор. Возможно, что он со своей рыцарской благородством является одним из немногих «Дон Кихота» в свое время. Лобода-младший так высказался о нем:

Он еще почувствует, на кого замахнулся ...

Елька (Елена Чечил)

Елька (Елена) Чечил - любимая Николая Баглай - интересный характер, драматическая человеческая судьба. Ее биография похожа на Колину, но жизнь ее еще запутаннее. Она также родилась в войну. Ее отец был простой прохожий солдат, которого Елька никогда не знала. Вскоре умерла и ее мать, она осталась жить одна, после чего бросила школу и пошла на ферму. Однако, несмотря на все эти жизненные обстоятельства, она мечтала о высоком и прекрасной любви, стремилась учиться, перечитала всю классику, которую могла найти в бедной сельской библиотеке.

Елька имела необычную красоту, но сначала она долго не могла найти свою любовь. Однажды в их деревню приехал лектор, прочитавший крестьянам лекцию о любви. Ему понравилась Елька и он захотел завязать с ней разговор, но девушка мысленно говорила:

Ну зачем ты так кричишь? Разве можно так ... о любви?

Для Ельки смешным, ничтожным оказался и поклонник-механизатор, который был типичным продуктом социальной деформации, обывательско-споживницького характера, национального нигилизма. Его хорошо характеризует письмо, написанное девушке из армии:

Сичас служит какось непривычно, трудно звикать, что тобой командуют, и все привикнецця, пайка хватает, наедаюсь полностью, так что на здоровье не жалуюсь, плюс к этому еще и режим, и физзарядка тоже здоровья даст

В жизни Ельки были разочарования в людях, падение у собора во время поездки по комбикорм и горькое раскаяние, ненависть к бригадиру - виновника девичьего бесчестия, затем беспаспортный жизни в селе в одинокого дяди Ягора Катратого. Была также попытка выйти замуж за нелюбимого Володьку Лободу. И спасение девушке смогло принести только любовь к Николаю Баглай, нежное и самоотверженно, основанное на взаимопонимании, на родстве сердец.

Образ деревенской девушки Ельки - большое творческое достижение автора.

Ягор Катратий

По-своему трагическая судьба Ельчин дяди Ягора Катратого, неблагонадежного через свое «махновское» прошлое. Дядя Ягор был единственным близким родственником Ельки, которые у нее остались. В свое время Ягора хотели освободить от завода в ходе одной из «чисток», однако обермайстер Изот Лобода вступился за него, и с тех пор между ними завязалась искренняя дружба.

Изот Лобода

В образе потомственного сталевара Изота Ивановича Лободы олицетворяется дух народного патриотизма, казацкой вольности, нерушимости светлых вековых традиций, единство человека с природой, с землей, где родился.

Изот Лобода - это не просто трагический образ преданного родным сыном отца, современного «отца Горио». Старый Лобода - самая мудрость веков, героическая и трагическая история, народный гнев и общечеловеческий протест против осквернение и разрушение народных богатств.

В прошлом Изот Лобода участвовал в гражданской войне, воюя против гуляйпольцев, хотя впоследствии сам очень сильно подружился с Ягор Катратий - бывшим махновцем. Впоследствии стал прославленным сталеваром республики, потерял на фронтах Второй мировой войны двух сыновей.

Отца вскоре его единственный любящий сын отправил в дом металлургов, где он должен доживать. И хотя Владимир Лобода считал это благородным поступком, ведь условия для того доме металлургов были просто прекрасными, невозможно было простить этого сыну. Он не хочет принимать подарков, посещения, всякой формальной внимания. Ему скорее прагнулося вернуться в родную Зачиплянки, провести время со старым другом Ягор Катратий.

К сыну он обращался как к самому врага, и когда тот приехал навестить его, старый яростно говорил:

Это все, мол, соборы валять собирался, а это уже подлезает, как бы плавные затопит, чтобы и оттуда отца на старость согнать! ..

И хотя он ругал и проклинал сына, и все же надеялся, что Володька приедет к нему и каждый день выходил к дороге, ожидая его.

Изот Лобода - знаток растительного мира, он понимает целебные свойства трав и всякого зелья.

Володька Лобода

Володька Лобода - неблагодарный и недостойный сын честного труженика Изота Ивановича.

Это интересный, оригинальный характер. На первый взгляд, он даже вызывает симпатию. Володька свой парень, товарищ, не чурается земляков, готов им помочь, посочувствовать, простой и общительный в обращении, добросовестный и инициативный на службе, считает себя образцовым сыном. Однако сам автор все эти черты характера показывает в ироничном тоне, особенно что касается инициативности персонажа.

В свое время этот выдвиженец из рабочей среды предложил «гениальную» идею - чтобы не тратить средства на ремонт старинного собора, взять сооружение в леса. Впоследствии в выдвиженца появилась другая мечта - благодаря разрушению собора нажить себе карьеру. На месте национальной святыни этот «инициатор» стремится построить крытый рынок и шашлычная, тем самым надеется завоевать симпатию и привязанность у местного населения.

Володька Лобода - типичный образ разрушителя того времени - он умелый приспособленец, который готов что-либо угодить высшим эшелонам власти, независимо от того, который надо будет сделать шаг - уничтожение или создания.

Жизненное кредо Владимира Лободы - умело служить собственным дальновидным карьерных целям, чинодерським интересам, угадывание воли высших чиновников. Такие люди тонко чувствуют требования времени, моду на новое и обязательно должны продемонстрировать свое первенство, смелые идеи, прогрессивность, быстро сориентировавшись на новую волну.

Младший Лобода, как представитель определенного уровня власти, всегда стремился демонстрировать свое единство с трудовым простым народом. Он даже высказался по этому поводу:

Не думайте, что я оторвался, черным был, черным и останусь, - то есть металлургом

На самом деле интересы людей были абсолютно безразличны ему и таким как он вообще. Ему было наплевать, как оценят его очередной «изобретение» низы, однако неравнодушным была мысль высших партийных боссов. Восхищаясь красотой собора, осознавая неоценимую величие этого исторического памятника, Лобода в то же время задался целью разрушить здание, заработав на этом политический капитал.

Хотя и Владимир Изотович Лобода считался повсеместно человеком образованным и умным, в душе он ненавидел людей, интеллектуально высших его, осознавая их опасность для своего клана. В частности его беспокоит среду писателей, в котором, мол, пишут «о соцреализм не слишком-то, больше о гуманизме ...». Этот чиновник будет искать повод отомстить Николаю, а с учителем Фомой Романовичем полностью раскрывает сущность не только собственное, но и системы, взрастила такую ​​рать:

Вижу теперь, что рано вас реабилитировали! Рано! Вот есть арифметику, то и занишкнить, если не хотите в тундре вдруг загорать

В течение всего романа можно наблюдать духовную деградацию героя. Олег Бабышкин, литературовед, утверждает: «история духовной деградации этого персонажа печальная и поучительная»

Володька Лобода - большое творческое достижение Олеся Гончара. Именно этот персонаж больше возмутил всех партийных чиновников, которые узнавали в выдвиженцу себя.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *