«Собор» Гончар проблематика

«Собор» Олесь Гончар проблематика

Главный конфликт произведения «Собор» - столкновение высокой духовности, человечности, правды с обманным фарисейством чиновников, карьеристов и бюрократов; борьба светлых сил народа за сохранение своих национальных корней, исторической памяти, истинный гуманизм.

Основная проблема романа «Собор» - проблема исторической памяти народа, является давней и традиционной в произведениях как украинской, так и мировой классики. Она связана и с названием романа - одухотворенным образом, которых так много в литературе. В Тараса Шевченко такой образ воплощен тоже в названиях поэм, например: « Подземелье », «Холодный Яр», «Резорт могила». Среди мировых классиков также известны такие образы - «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, «Пармская монастырь» Стендаля и др.

Затрагивая проблему исторической памяти, Олесь Гончар в своем романе обращается к временам героической казачества, воспевает народных витязей давнего и недавнего прошлого. В частности, в романе рассказывается о мужественном и покоренного царями кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, о героической девушке-подпольщицу и еще много других героических фигур из прошлого. В «Соборе» автор осуждает, как и в « Человек и оружие », «Знаменосцах», физическую и духовную разрушение.

С проблемой исторической памяти органично связана и другая - потребность «собора душ», то есть духовной и нравственной красоты, личной причастности человека к исторического бытия своего народа, стремление к общественной гармонии и взаимоуважения.

Автор показывает жителей Зачиплянки в подавляющем большинстве своем искренними и сердечными людьми, прямыми и откровенными, честными работягами-тружениками, не равнодушные к будущему своей земли, к красоте собора.

Среди других, не менее важных проблем, освещенных в произведении, главное место занимает экологическая проблема охраны природы. В произведении выражается тревога за будущее человека, который может ждать непредсказуемое из-за чрезмерной эксплуатации природных недр. Об этом рассуждает персонаж произведения, юноша-архитектор, он выражает свою надежду:

Будет чистота, будет упорядоченность, будет бездымность, будут росяные розы в цехах, белоснежно цвести вишни во дворах заводов ... Эстетика прийдешности, не может же она не прийти ...

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *