«Сон» Шевченко характеристика

«Сон» Шевченко характеристика

Эпиграфом к поэме «Сон» Тарас Шевченко выбрал отрывок из Библии, в котором говорится о том, что мировые надо показывать истину, чтобы люди не ходили окольными путями, чтобы всем знали цену и могли изменить свою жизнь. Тарас Григорьевич Шевченко никогда не претендовал на роль мессии, пророка для своего народа, но каждое его произведение оказывался пророческим, был актуальным в то время и останется таким навсегда.

Длинные 14 лет Шевченко не был в Украине, а в 1843 году ему представилась возможность посетить родные места. Увиденное ужаснуло поэта. «Везде был и везде плакал», - писал Тарас Григорьевич украинскому писателю Кухарчуку. Везде, где он был, поэт увидел страшные злодеяния, каторжный труд, бесправие крестьян, издевательства над ними польских, украинских, российских господ-крепостников, паразитический образ жизни эксплуататоров. Вернувшись из путешествия по Украине, Т. Шевченко пишет поэму «Сон», в которой описывает тяжелую жизнь крепостных крестьян, ужасы Сибири, который стал местом ссылки осужденных, произвол помещиков и правительства во главе с Николаем I.

Чтобы иметь возможность описать порядки во всей империи, Шевченко выбирает форму сна, ведь именно во сне человек может преодолевать любые расстояния, зримо видеть скрытое и, в принципе, она может не отвечать за реакцию от увиденного. И еще к тому же лирический герой говорит, что странный сон увидел, когда заснул под хмельком, потому что перед тем был на пиру.

Начинается поэма сатирическим вступлением, полон мыслями об обществе, в котором действуют волчьи законы, где царит вымогательство, загарбництво, лицемерие, «а братия молчит себе, вытаращив глаза». Поэт напоминает, что все люди - «и царята, и старчата - Адаму дети». Он сам признается, что гуляет, пирует в воскресенье и в будни, но на возможные упреки резко отвечает: «Я свою пью, а не кровь людськую».

Во сне лирический герой перелетает на Украине.
Летим. Смотрю, и светает.
Край неба пылает,
Соловей в темной роще Солнце встречает.
Тихонечко ветер дует.
Степи, поля мечтают.
Между оврагами над прудами Вербы зеленеют.

Красота украинской природы поражает, но душа лирического героя плачет, ведь среди этого рая люди живут, как в аду. здесь

Латанную рубашку с калеки снимают,
С кожей снимают, потому что нечем обуть
Князей малолетних; а он распинают
Вдову за оклад, а сына куют,
Единственного сына, единственного ребенка,
Единственную надежду! в войско отдают!
Потому что его, видишь, немного! а вон под забором
Опухла ребенок, голоднее мрет,
А иметь пшеницу на Паншин жнет.

Пораженный увиденным, лирический герой хочет хоть где-то найти кусочек рая. Его душа перелетает далеко на север, в Сибирь. Здесь «снег белеет, вокруг боры и болота, туман, туман и пустота». Среди этого простор «людей не слышно, невесть и следа человеческой страшной ноги». И вот пустыня зашевелилась, и вдруг появляются похожие на мертвецов люди. Это каторжники: воры, разбойники, убийцы. А среди них вдруг видим совсем другого человека. Это «в кандалы одет, Царь всемирный! Царь воли, царь, ШТЕМП увенчанный »- декабрист, страдающим непокоренный, в далекой Сибири.

Картину каторги в поэме меняет картина царской России: «дома над путями и огороды с сотней церквями, в городах, как журавли, замуштрувалы солдаты ...» А дальше «на багниши город мечтает, над ним облаком чернеет туман тяжелый ...» В том городе и землячек встретился: пришел посмотреть на гуляния господ и еще и заработать какую-то полтинку за то, что проведет кого в палаты. А в тех палатах полно золотом облитых блюдолизов. А вот и сам царь значит, «высокий, сердитый выступает; обок его царица племянница, как опенок засушенный, тонкая, длинноногая ... »Во сне чего только не увидишь: увидела путешествующая душа сцену мордобития. Царь по роже старшего, тот толкнул менее в пузо, «а то себе е менее туза в спину; то меньшего, а меньше малого, а то мелких ... »

Форма сна позволила автору не только свободно преодолевать большие пространства, но и сатирически нарисовать государственное устройство царской России. Ни в чем не погрешил поэт против истины, обрисовал реальные картины жизни згореваной Украины, нечеловеческие условия, в которых жили каторжане, блеск царской столице, низкопоклонство земляков. Все это, объединенное в одном произведении, производит удручающее впечатление, но надо было говорить людям правду, показывать жизнь такой, какая она есть, чтобы мир все увидел и воспринял дух истины. Люди должны вглядываться образования своих гениев и доходить правильных выводов, а чиновники должны помнить, что в обществе всегда найдется хотя бы один человек, который не побоится сказать правду.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *