Специфика образа Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Специфика образа Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Важным образом в романе Достоевского «Преступление и наказание» является образ Петербурга - города, в котором происходят события.

Внимательный читатель мог заметить, что образ Петербурга так или иначе появляется во многих произведениях русской литературы. Вспомним пушкинскую поэму «Медный всадник», в котором город Петербург фактически является отдельным персонажем. Без Петербурга не было бы и известных нам гоголевских «Петербургских повестей».

Чем же привлекает писателей этот город? Почему именно оно помогает им раскрыть темы и идеи произведений? Какие темы и идеи раскрываются через образ Петербурга?

Как возникает новый город? На определенном месте начинают селиться люди, поселков строится, увеличивается ... Но не так было с Петербургом. Он известен нам как «рукотворное» город, построенный на болотах по приказу Петра I. Во время его строительства от болезней, которые способствовал климат, и от тяжелой работы умерло много людей, фактически этот город на костях. Прямые улицы, созданные искусственно, величественные и холодные здания ... Все ие не оставляет жизненного пространства для существования простому человеку. Поэтому погибают в Петербурге герои «Медного всадника» Пушкина, «Шинели» Гоголя. Это город с собственной. жестокой и вычурной, душой ... Город-фантом ... Город-монстр ...

В романе «Преступление и наказание» реалии Петербурга воспроизведены с топографической точностью, однако часто они приобретают символическое значение, становясь не только фоном действия, но и частью ее. В романе мы видим другой Петербург (не те величественные холодные сооружения) - город открывает свое ужасное дно, обитания морально мертвых и опустошенных людей. Они стали такими не только через собственные недостатки, но и потому, шо город-фантом, город-монстр сделало их такими.

Кварталы, черные подъезды, дворы и подвалы населены людьми, в жизни которых царит безысходность, город «до краев» полное жестокости, несправедливости, нездоровой морали.

Изображая Петербург, Ф. Достоевский намеренно символизирует этот город. Символическое значение приобретают площади, лестницы домов (которые обязательно ведут вниз: вниз, на самое дно жизни, в перспективе - в ад). Важна колористическая символика в изображении города - желтые болезненные цвета воссоздают внутреннее состояние героев, их моральный недуг, неуравновешенность, напряженные внутренние конфликты.

Я считаю, что для понимания художественного произведения важно уметь находить скрытые, но значимые образы, уметь различать так называемые «декорации» реалистической действия и символически нагруженные места действия. Именно таким городом-символом возникает Петербург в романе «Преступление и наказание». Анализ значение этого образа помогает нам краше понять глубокий смысл этого романа.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *