«Стилет или стилос?» Евгений Меланюк анализ

Стихотворение «Стилет или стилос?» (1924) дал название первой сборнике поэта. Автор присоединяется к изначальной эстетической дискуссии: художник может витать в далеком от жизни мире грез, понадземний красоты, невозмутимого покоя имеет бороться за совершенствование реального мира приближения его к идеалу, к Богу? Эти две установки символизируют в стихотворении взяты из древности образы - стилет и стилос.

Анализ «Стилет или стилос?»

Литературный род: лирика

Жанр: лирическое стихотворение

Вид лирики: гражданская, философская

Ведущий мотив (идея): роль художника, его слова в жизни общества; утверждение мысли, что художник должен бескомпромиссно служить народу, формировать сознание нации.

Стихотворный размер: ямб

Рифмовки: перекрестное

Стилет - это оружие (разновидность кинжала), а стилос - это перо (заостренная палочка для письма на покрытой воском дощечке). Стилет - это символ борьбы за свободу, за идеалы, стилос - это инструмент фиксации мысли и красоты, символ искусства. Лирический герой размышляет, что с них эффективнее.

Сборник Е.Маланюка «Стилет и стилос?» Построена на своеобразной художественной антитезе. Стилет - это символ вечной борьбе, это сознательный выбор борьбы за идеалы народа. Стилос - это мир искусства в его изящной гармонии, это музыка тонов и полутонов, человеческих чувств, это магия красоты и добра. В этом сборнике лирический персонаж должен выбирать между стилетом и стилусом, но возможностей для выбора почти нет. И вот тогда лирический персонаж выбирает стилос, который напоминает стилет (слово - оружие).

Собственно, в названии сборника, как и в одноименном стихотворении, обострялась давняя проблематика мировой литературы: что должно быть определяющим в художественном творчестве - красота или служения общественным интересам. Доля «или» в формуле Е.Маланюка выполняла большую смысловую роль, указывая на определенную нерешительность лирического героя перед неизбежным выбором. символ терезів як втілення долі поета за такої невизначеності завбачає трагічні наслідки вагання, зумовлює потребу подолання подвійної ситуації. Поэтому символ весов как воплощение судьбы поэта в такой неопределенности предвижу трагические последствия колебания, обусловливает необходимость преодоления двойной ситуации.

Итак, Е.Маланюк стремился, чтобы его слово было острым, как кинжал, то есть стало оружием в условиях борьбы за украинской государственности. В то же время он был против заземленного, однобокого понимания проблемы, имея в виду историческую закономерность или, выражаясь точнее, обреченность художника негосударственной нации на служение национальным интересам, а не эстетическим потребностям.

Стилет или стилос?

Стилет или стилос? - Не сообразил. двояко
Колеблются трагические весы.
Не бросивши в глубь надежный якорь,
Плыву и плыву мимо берега красоты.

Там странный лес вздыхает ароматом
И все звенит от гимнов пьяных птиц,
Поет трава, никем еще не смята,
И манит сном сладких тайн,

Там очаруют гипнотические кобры
Под ласки золототилих дев ...
А здесь - ужасает набухший ветром горизонт:
Привлечет, предаст и отдаст воде.

И только здесь веселый шум боя -
Разгоном бурь и безумием волн.
Бесконечности! Очарованный тобой,
Плыву в тебя! В твой пьяный синий хмель!

Критика «Стилет или стилос?»

Литературоведы о произведении. Автор присоединяется к изначальной эстетической дискуссии: художник может витать в далеком от жизни мире грез, понадземний красоты, невозмутимого покоя имеет бороться за совершенствование реального мира, приближение его к идеалу, к Богу. Эти две установки символизируют в стихотворении взяты из древности образы - стилет и стилос (стилет - это холодное оружие, разновидность кинжала; стилос - заостренная палочка для письма на покрытой воском дощечке). Противоположность установок подчеркивают также наречия «здесь» - «там». Ситуация выбора для художника чрезвычайно сложна: герой «плывет» по неопределенной воде ( «здесь») и его манят «берега красоты» ( «там»). Хотя «здесь - ужасает набухший ветром горизонт», все же героя больше очаровывает же «веселый шум боя», и он продолжает плыть в «бесконечности», которым «очарованный». Так ранней Маланюк почувствовал трагическую дилемму своей жизни. Трагическая судьба Родины, честь мужа, воина, защитника побуждают его брать в руки стилет: «Как в нации вождя нет. Тогда вожди ее - поэты »(В. Пахаренко).

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *