Структурный анализ общения

Структурный анализ общения

Согласно аналитической моделью, которая направлена ​​на конкретизацию функциональной разнообразия процессов, происходящих при взаимодействии структура любого акта общения включает перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны.

Перцептивная сторона - процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания, как основы для взаимопонимания. Перцептивные навыки оказываются в умениях определять контекст встречи, понимать настроение партнера по его вербальной и невербальной поведением, учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.

Коммуникативная сторона - использование средств общения, которые делятся на вербальные и невербальные. Успешный коммуникатор - это человек, обладающий весомым репертуаром коммуникативных техник, которые используются на различных уровнях общения.

Интерактивная сторона - взаимодействие людей, предполагает наличие определенной формы организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт). Среди возможных позиций, занимаемых партнер при организации и осуществлении общения, можно отметить «пристройку» к партнеру «сверху», «на равных», «снизу» или отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О производительности пристройки можно судить только в контексте конкретной ситуации. Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнером) может трансформироваться в неискреннее угодливость; отстраненная позиция невмешательства, может в крайнем своем проявлении стать отчуждением. Умение человека использовать всю палитру возможных позиций в общении - один из показателей психологической зрелости личности.

Количественная характеристика межличностного общения получила развитие в понятии «круг общения». Последнее означает число людей, общение с которыми осуществляется на том или ином уровне. Большинству из нас из личного опыта известно, что глубоко знать и понимать можно в лучшем случае двух-трех человек, более или менее успешно ориентироваться в поведении - примерно десятую; по отношению к другим в вступают в силу стандарты и стереотипы. Отечественный психолог Я. Коломинський предложил в зависимости от степени психологической близости и значимости выделять два круга желаемого общения: первое (наиболее близкий) включает от одного до четырех человек, второе от шести до восьми.

Таким образом к предметной области межличностного общения можно отнести:

  • Психические процессы и состояния, которые обеспечивают транзакцию (межличностное восприятие, потребности и мотивации, эмоции и чувства, самооценки, психологические защиты и т.п.);
  • Коммуникативные практики, определяющие взаимодействие между людьми (речи, невербальные сообщения);
  • Нормы и правила, часто неосознаваемые, которые делают возможной совместной деятельности, производятся в рамках определенной социокультурной группы.

Реальный процесс общения представляет собой функциональное единство всех перечисленных элементов. Вместе с тем, с аналитической целью выделения относительно независимых блоков оказывается целесообразным.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *