«Тартюф» анализ

«Тартюф» анализ

«Тартюф» - комедийная пьеса Мольера , 1664 года. В ней Мольер подверг беспощадной критике наиболее отвратительные человеческие пороки: лицемерие, жажду наживы, подлость, глупость, похоть, эгоизм, трусость.

«Тартюф» сюжет

Действие происходит в Париже, в доме Оргона. В доверие хозяину дома втирается молодой человек по имени Тартюф. Господин Оргон смотрит на гостя как на чудо: молодой, ученый, скромный, благородный, набожный, бескорыстный. Домочадцев, пытающихся доказать ему, что Тартюф вовсе не так свят, как пытается показать себя, Оргон считает неблагодарными, погрязшими в грехах людьми. Истинная сущность Тартюфа проявляется лишь тогда, когда Оргон неосмотрительно поручает ему на хранение кассу мятежников и переписывает на него дом и свои капиталы. Только удивительное вмешательство короля, за пять минут до финала приведя справедливость (Тартюф наказан, Оргон прощен, его семье возвращены дом и имущество), позволяет пьесе остаться комедией.

«Тартюф» главные герои

  • Госпожа Пернель - мать Оргона
  • Оргон - человек Эльмиры
  • Эльмира - жена Оргона
  • Дамис - сын Оргона
  • Марианна - дочь Оргона, влюблена в Валера
  • Валер - молодой человек, влюбленный в Мариану
  • Клеонт - брат Эльмиры, шурин Оргона
  • Тартюф - священник
  • Дорина - горничная Мариан
  • Флипота - Служанка-госпожа Пернель
  • Господин лояльный - судебный пристав (фр. Loyal, законный). Мольер умышленно дает это имя человеку, подкупленных Тартюфом.
  • офицер

Каждый из героев комедии является носителем одной, доминирующей черты характера. В этом разделе персонажей на положительных и отрицательных проявляют себя основные черты классицизма - литературного направления, не предполагает психологического развития характеров.

Главный герой Тартюф - предстает перед читателем существом, лишенным каких бы то ни было человеческих достоинств. Воображаемый священник является вместилищем целого сонма пороков: он пылает страстью к жене своего благодетеля, он не хочет ограбить того, кто дал ему стол и кров, наконец, он не боится ни земной власти, ни небесного суда, греша и перед людьми, и перед Богом .

Жизненный девиз Тартюфа: «Гриши тихо, и все сойдет тебе с рук!».

Гнусном мошеннику в комедии противопоставлена горничная Марианны, Дорина - девушка умная и бойкая на язык. Ей одной протяжении всех пяти действий удается хотя бы на словах противостоять Тартюфу.

Другие персонажи не могут справиться с ним целой семьей: глава знатного семейства Оргон - слишком легковерный и глуп, чтобы рассматривать чужую подлость; его сын Дамис - не в меру порывистый и горячий; его дочь Марианна - наоборот, робкая и застенчивая; его жена Эльмира предпочитает занимать отстраненную жизненную позицию и не волноваться из-за таких мелочей, как чужая любовь и подлость. Брат Эльмиры, Клеант, как и большинство дворян, честный и умный, но лишен внутреннего дару убеждения. Жених Мариан Валер, как человек благородный, даже и не думает о том, чтобы вывести Тартюфа на чистую воду, ведь он тем самым вмешается в дела чужой семьи. Каждый из героев комедии до самого конца ведет себя так, словно не смеет поверить в невероятное лицемерие мнимого святого и непроходимую глупость его покровителя Оргона. Когда в финале семья оказывается на грани разорения и ареста, только вмешательство короля разрубает сеть злостных интриг Тартюфа. В этой развязке Мольер проявляет себя как настоящий классицист: он наделяет монарха целым рядом достоинств - правдолюбием, прозорливостью, обостренным чувством справедливости, любовью к добру. В каком-то смысле король становится в комедии Мольера Богом, именем которого прикрывается Тартюф, чтобы добиться желаемого богатства и женщины.

Комедийный жанр не мешает «Тартюф» органично входить в классицистическая систему произведений. Напротив, обращение к «низшим» слоев литературного творчества позволило Мольеру представить перед зрителем образец социальной комедии, в которой одинаково хорошо показана и внутренняя несостоятельность высшего общественного класса, и неисчерпаемая жажда жизни класса низшего (в лице Дорины и разоренного Тартюфа). Герои «Тартюфа» - это не возвышенные герои высоких классицистических жанров, это обычные люди, живущие своим маленьким, частной жизнью, но не становятся от этого менее интересными.

К числу классицистических черт в «Тартюф» относится и принцип трех единств - времени, места и действия. Художественное время комедии не превышает суток. Художественное пространство ограничен домом Оргона, куда при необходимости приходят все остальные персонажи - госпожа Пернель, Валер, судебный пристав - господин лояльный, посланный королем офицер. Сюжет «Тартюфа» развивается на «одном дыхании»: события сменяют друг друга настолько естественно, насколько это вообще возможно. При этом композиция произведения отличается особой оригинальностью: в первом действии зритель знакомится с проблемой под названием «Тартюф» со слов семьи Оргона, во втором становится свидетелем того, насколько губительным влияние воображаемого святого на жизнь знатного семейства, в третьем - наконец, с появляется сам Тартюф и обнаруживает свою истинную суть перед Дамисом, в четвертом - Оргон убеждается в подлости Тартюфа, в пятом наступает долгожданная развязка, начинается с трагедии и заканчивается стандартным для классицизма финалом - торжеством добра над злом.

Собственно комедии «Тартюф» является в первых четырех действиях. Пятая действие более похожа на трагедию. В нем нет ничего смешного, а также постоянно звучит, издевательский голос Дорины слышен в пятом действии не так четко. Горничная Мариан есть в комедии настоящим рупором ума, не боится говорить правду в лицо всем, кто в этом нуждается. Большинство комедийных ситуаций в «Тартюф» связано с художественным образом Дорины и ее едкими комментариями, показывающие истинную суть происходящего.

Особое место в «Тартюф» занимают антиклерикальные идеи. Под лицом главного злодея комедии скрывается хорошо знакомый многим (и современникам Мольера, и людям XXI века) образ хитрого и жадного до жизненных удовольствий монаха, который только прикрывается верой для совершения своей подлости. Сначала Тартюф и был священником, но под влиянием недовольных религиозников Мольер изменил его образ на мирской, сделав героя просто «благочестивым человеком». По замечанию Дорины, Тартюф - не один такой лживый общественный персонаж: знакомая госпожа Пернель, какая старушка Оранта, не грешит просто потому, что уже вышла из того возраста, когда могла бы это делать. Шурин Оргона, Клеант, ведет себя в комедии как истинный верующий: он периодически пытается оперировать основными христианскими положениями, позволяющими ему разоблачать лицемерие Тартюфа и глупость Оргона. Вот только последний слишком ослеплен мнимой святостью своего кумира, а первый - слишком хитрый, чтобы попасться на удочку честного человека.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *