«Украина в огне» анализ
Киноповесть «Украина в огне» - Александра Довженко, посвященная событиям Второй мировой войны, судьбы сельской семьи и простых крестьян.
«Украина в огне» анализ произведения приведен в этой статье, определена тема и идея произведения, главных персонажей, сюжет, жанр, проблематику повести.
«Украина в огне» анализ произведения
Жанр «Украина в огне»: киноповесть
Тема «Украина в огне»: изображение начале войны с фашистскими захватчиками и отступления советских войск.
Идея «Украина в огне»: несокрушимость силы и стойкость духа нашего народа, способность к освободительной борьбе и уверенность в победе над врагом (по словам самого автора).
Главные герои «Украина в огне»: семья Запорожцев: Лаврентий, Татьяна, их дети, пятеро сыновей - Роман, Иван, Савка, Григорий, Трофим и дочь Олеся, подруга Олеси Христя Хуторная, Василий Кравчина; предатель Заброда, немецкий полковник Эрих фон Крауз и его сын Людвиг.
Композиция «Украина в огне» 50 отдельных эпизодов-картин
Проблематика «Украина в огне»
- проблема национального самосознания человека и народа,
- показ трагедийности тогдашних событий;
- жизнь простого человека на войне и в тылу;
- проблема ценности общечеловеческих идеалов;
- женщина на войне (Олеся Запорожец, Христя Хуторна, Мотря Левчиха).
Особенности киноповести «Украина в огне»:
- Элементы драмы - диалоги
- Народная песня
- Обрамление произведения: повесть начинается запевом
- Много эпитетов, сравнений, метафор
«Украина в огне» сюжет
Сюжетные линии:
- линия защиты Родины (доля рода Запорожцев и других участников боевых действий)
- лирическая линия Олеси и Василия
- линия Христе Хуторной
- поступки врагов и поведение Лиманчук
Сюжет: Празднование всей семьей пятьдесят пятой годовщины Татьяны Запорожец - начало войны и захвата фашистами Тополевка - выборы старосты Тополевка - отправка молодежи в Германию, в частности Олеси и Христе, - пребывание Олеси в Германии - убийство Людвига Лаврином - сожжение фашистами Тополевка - отступление немецких войск - возвращение Олеси из Германии, встреча на родной земле с Кристиной, а потом с Василием - проводы Олесей своего рода на войну (несколько сюжетных линий: линия защиты Родины (доля рода Запорожцев и других участников боевых действий), лирическая линия Олеси и Василия, линия Христе Хуторной).
Начало: Здесь все следы битвы сценариста с писателем. Один призвал к строгому профессионального рисунка сценария, второй поражен страданиями народа, все время порывался к расширению тем. В моем сознании все здесь написанное - только прозрачная основа будущей книги боротббы моего народа за освобождение от ига гитлеризма.
Лирические отступления:
О дезертиров.
В грозную большую час жизни своего народа не хватило у них ни ума, ни крупности души. Под давлением тяжелых обстоятельствах не отошли они к востоку со своим большим обществом, что ему потом судилась удивить мир соимы подвигами. Привыкшие к типичной безответственности, лишены знания торжественной запрета и понимание хода истории, вялые их натуры не поднявшихся до высот понимания хода истории. И никто не стал им полезен с славных прадедов истории. Великих воинов, ибо не учили их истории.
О партийной номенклатуре.
Они были рады, что уезжают из опасного города на восток, что машина исправна. Души у людей были маленькие, карманные, портативные, совершенно не приспособлены к великой скорби. Они выросли в атмосфере легкого успеха и радости. Суровая, мужественная сутки необходимости давно казалась им законченной, перейден, и они плавали уже несколько лет в царстве свободы, как рыбки в тихой неглубокой речушке, где было всегда видно и дно, и небо, и лататтячко, и омутець.
О быстротечности времени.
В то время! Большой, мудрый художник! Ты несешь на своей палитре не только старости нашу, или задраны кирпи, или корокозористь нашу, или случайные время признаки наших геройств, а нечто неизмеримо большее, глубже и большое, что составляет в лазури будущего блестящей красоты трагедийный портрет бессмертного нашего народа.
О рядовых бойцов.
Все отдали. Все до последней нитки. Поквитались с жизнью, с войной, с врагами на всю силу. НЕ мудрили, не прятались по резервам и тылам, а не обрастали родственниками на простых своих артиллерийских постах. НЕ выжимали из малых своих талантов большой пользы, пренебрегали талантом, не любили выставлять напоказ ни в целом виде, ни в раненому, ни в каких доблестях, мало дорожили своим - непочтительный, насмешливые и небрежные Овчаренко Игнат, Телига Захар, Иван Гавриш, Степан Муравин, Паляничка Трофим, Косарик Самойло, Неборак Мусий, Джума Галиев.
Не было в них ненависти к другим народам, ни зависти. Не бывали они ни по Америкам, ни по Парижах, ни по Лондону. Не видели они союзников своих в лицо. Только зловредные лики жестоких заклятых врагов видели они при жизни в атак.
«Украина в огне» критика
Довженко, как никто другой, смело и реалистично передал горечь поражений и отступления и героизм украинского народа в борьбе с фашизмом, развенчивал сталинскую концепцию классовой борьбы, критиковал методы воспитания нашей молодежи, незнание ею родной истории и отсутствие национальной гордости. Это составляет главную тему повести.
Идея произведения, по словам самого автора, - несокрушимость силы и стойкость духа нашего народа, способность к освободительной борьбе и уверенность в победе над врагом. О специфике сюжета и композиции «Украина в огне» художник писал, что в ней видны «следы битвы сценариста с писателем». Довженко-писатель стремился высказаться полнее и ярче, что привело к использованию в киноповести многочисленных вставных рассказов, эпизодов, воспоминаний, аналитических размышлений и лирических отступлений. Довженко-сценарист описывает военные баталии, отдельные эпизоды из жизни героев и их поступки, произвольно расширяя рамки сюжета во времени и пространстве ...
Мучительные размышления Довженко о причинах денационализации украинский «озвучивают» немцы. «Людвиг, ты должен знать, у этого народа есть ничем и никогда не прикрытая ахиллесова пята. Эти люди абсолютно лишены умения прощать друг другу несогласия даже во имя интересов общих, высоких. У них нет государственного инстинкта ... Ты знаешь, они не изучают истории. Удивительно. Они уже двадцать пять лет живут негативными лозунгами отвержение Бога, собственности, семьи, дружбы! В них от слова нация остался только прилагательное. У них нет вечных истин. Поэтому среди них так много предателей ... Вот где ключ от ящика, где спрятана их гибель ... », - поучает немецкий комендант своего сына.
Довженко был одним из первых писателей, кто так смело и правдиво показал растерзанную Украины (Г. Семенюк).
Основные причины запрета «Украина в огне» А. Довженко:
1) изображения «лиманчукивщины»;
2) отражение хаотического и панического отступления советских войск;
3) фигура немца-мыслителя, который правдиво указывает на ахиллесову пьятуукраинського народа,
4) уважение со стороны фон Крауза в отношении Запорожца как сильного соперника;
5) вызов историческим событиям, которые разграничили-Запорожца и Заброду;
6) осуждение любой войны устами Антонио Пальмы;
7) доброжелательное изображения людей, работавших в Германии, которых считали предателями.
Довженко «Украина в огне» анализ приведен в этой статье, а если вы можете его дополнить, оставляйте информацию в комментариях.
Добавить комментарий