«Украина в огне» проблематика

Киноповесть «Украина в огне» Александра Довженко во всей литературе о Второй мировой войне обоснованно можно считать одним из лучших. Какие проблемы ставил Довженко в своей киноповести? Что он хотел донести до читателя.

«Украина в огне» проблематика

  • проблема национального самосознания человека и народа,
  • показ трагедийности тогдашних событий;
  • жизнь простого человека на войне и в тылу;
  • проблема ценности общечеловеческих идеалов;
  • женщина на войне (Олеся Запорожец, Христя Хуторна, Мотря Левчиха).

Проблема национального самосознания человека и народа.

Она волновала писателя давно и особенно отчетливо появилась в его творчестве военного периода. Эта проблема органично вплелась в гуманистическую концепцию произведения. Историческое беспамятство народа, отсутствие у него понятие о «вечных истинах» возлагает немалые надежды дерзкий завоеватель, фашист фон Краузе. Да и сам писатель в тексте от автора называет одной из причин трагического начала войны, что советским воинам «... никто не стал ... полезен с славных прадедов истории, великих воинов, ибо не учили их истории. Не помогли и близкие, родные герои революции, потому что не почитали их память ». (Прозрачный намек на довоенные репрессии.)
Довженко на протяжении всего произведения проявляет внимание к проблеме национального сознания, используя в основном приемы крайне обостренной полемичности. Полемизируют Кристина Хуторна и партизанское прокурор Лимарчук, фон Краузе и автор, Лаврентий Запорожец и Заброда, причем все оппоненты находятся на полярных идейных и нравственных позициях.

Показ трагедийности тогдашних событий

«Украина в огне» - киноповесть-трагедия. И уже своим трагическим звучанием произведение противоречил официальной мнении относительно реалий войны, а потому и вызвал резко негативную оценку Сталина и его окружения.

Проблема ценности общечеловеческих идеалов

Жизнь простого человека на войне и в тылу, проблема ценности общечеловеческих идеалов, которые Довженко отстаивает через изображение конкретных характеров.
Приступая к повести, А. Довженко поставил целью создать «сценарий о людях простых, обычных, тех самых, которые носят у нас« широкими массами », которые понесли тяжелые потери
на войне, не имея ни чинов, ни орденов ». Он говорил, что «можно требовать абсолютной твердости от очень многих, но, очевидно, нельзя требовать абсолютной твердости всех поголовно».
И действительно, хотя партизанское движение во время войны приобретает чрезвычайное размаха, все же большинство населения оккупированных территорий не участвовала в активном сопротивлении врагам, что, в конце концов, вполне естественное явление. Довольно трудно было в условиях оккупации остаться просто человеком.

Женщины на войне

Как же реализовал писатель свои гуманистические идеи? Прежде всего, из-за показа трагической судьбе девушки-пленницы, женщины в оккупации.
Героини киноповести Олеся Запорожец и Христя Хуторна не стали на путь активной борьбы, но в той страшной круговерти насилия и аморальности, которая выпала на их долю, сохраняют еще не потеряны окончательно естественные человеческие чувства. Жестокая сила обстоятельств оказалась сильнее их желания и возможности, изувечил души, то стоит судить их еще и не всегда праведным и объективным судом? Устами Лаврина Запорожца Довженко призвал если и судить людей, то «по закону народного бедствия».
Обратим внимание на такой красноречивый факт: Довженко построил сюжет «Украина в огне» почти целиком на «оккупационном» материале, но практически не показал борьбы народных мстителей, за исключением нескольких эпизодов. И это в то время, когда в литературе появлялись многочисленные произведения о войне, в которых жизнь народа в тылу врага показано как сплошная активная борьба с фашистами. Верный правде жизни и собственным гуманистическим идеалам, писатель не единственный во всей тогдашней советской литературе поднял проблему простого человека на войне и в тылу именно с этих позиций.
На фоне смертельного поединка с фашизмом Довженко нашел в себе мужество принципиально отстаивать идею гуманизации советского общества в его становлении к личности, возразить антигуманные идейно-нравственные установки сталинизма.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *