Украинские земли во второй половине 16 в

УКРАИНСКИЕ ЗЕМЛИ ВО ВТОРОЙ половых XVI СТ.

Люблинская уния и ее пилив на украинские земли. Па середину XVI в. большинство украинских земель входила в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства. Московскому царству принадлежала Чернигово-Сиверщина, Молдавии - Буковина Трансильвании - Восточное Закарпатья, Западное Закарпатье было во владениях австрийских Габсбургов, юг Украины входил в состав Крымского ханства.

Причины Люблинской унии:

  • Литва получила ряд поражений в Ливонской войне от московских войск, союзником могла стать Польша;
  • Польша стремилась распространить свое влияние па восток, шляхта хотела захватить украинские земли;
  • Украинская сторона надеялась в объединенном государстве наладить эффективную оборону под нападений татар.

1 июля 1569 общий сейм (парламент) в Люблине принял решение об унии.

Условия Люблинской унии, причины и последствия

Украинские земли делились на такие воеводства: Русское (с центром во Львове), Белзское (Белз), Брацлавское (Брацлав), Волынское (Луцк), Киевское (Киев), Подляское (Дрогичин), Подольское (Каменец).

Изменения в социальной структуре украинского общества

Положение различных слоев населения: тогдашнюю социальную пирамиду возглавляла родовая знать - украинская шляхта (князья, паны, средняя и мелкая шляхта). Особое место занимал Василий-Константин Острожский, одна из самых богатых и влиятельных фигур во всей Речи Посполитой. Второй Литовский статут 1566 сравнивал в правах мелкую и среднюю шляхту с княжеско-магнатской аристократической верхушкой. Почувствовав за собой силу объединенного государства, заинтересованные в прибылях феодалы расширяли поместья - хозяйства с применением на господской земле принудительного труда зависимых крестьян. Феодалы захватывали землю крестьян и заставляли их работать на себя собственным инвентарем -то внедряли барщину;

  • е одним привилегированным сословием оставалось духовенство;
  • напивпривилейований состояние - мещанство (патрициев, бюргерство, плебс)
  • непривилегированное состояние - крестьянство, для которого это было время рост барщины, повинностей и налогов, их превращения в бесправный дополнение к поместью.

В течение второй половины XVI в. - Первой половины XVII в. наблюдается явление покозачення - попытка мирным путем освободиться от барщины и получить право свободно работать на своей земле. Термин «казак» в настоящее время преимущественно означал свободную вооруженного человека, казачество - межсословных прослойкой.

Возникновение Запорожской Сечи

Постоянная угроза татарских нападений заставляла украинское казачество строить укрепления из деревьев - закрома. От этого и происходит слово «сечь» (конгрегации рубленого дерева), что означало крепость. Первой известной Запорожской Сечью традиционно считается крепость, построенная 1556 на острове Малая Хортица князем Дмитрием Вишневецким (известный в фольклоре как Байда). В течение XVI в. Январь приобретала признаки административно-политического центра, фактически столице земель, заселенных казаками. Название Запорожская (потому что за днепровскими порогами - большими камнями) Сечь начинает употребляться по огромных территорий степной Украины, то есть это и столица, и сама казацкое государство. Известно 8 сечей (кроме Хортицкий, Тома ская, Базавлукская, Никитинская, Чертомлыкская, Каменская, Олешковская, Новая).

Военно-политическая организация казачества. Вся полнота власти в казацком государстве принадлежала Сечевой, или Военной, рады, на которой выбирали казацкий правительство - Кис. Руководство Сечи называлось казацкой военной старшиной. Ее возглавлял кошевой атаман, или гетман, его помощниками были военный обозный, военный есаул, войсковой писарь, военный судья и другие. Украинское казачество имело свои символы-знаки отличия, или клейноды. К ним относились хоругвь (флаг), булава, бунчук, печать с гербом и тому подобное.

В 1572 г.. Король Сигизмунд II Август принял па временную службу 300 казаков. В 1578 г.. Стефан Баторий сделал казацкую реформу, ввел реестр (список) в составе 600 казаков па постоянной службе. Именно поэтому их стали называть реестровцами, или регистрационным казачеством. Оно получило определенные привилегии:

  • • освобождение под уплаты налогов и выполнения всех повинностей, кроме обязательной военной службы;
  • • получение права судиться в своих судах, выход из-под юрисдикции властей;
  • • получение официального названия «Запорожского» или «Нижнего» войска и военных клейнодов;
  • • получение права владеть землей, свободно заниматься различными промыслами и торговлей, гарантия наследственных имущественных прав, разрешение вести эпос хозяйство па королевской земли, получения платы, хотя нерегулярно:
  • • получение права избирать гетмана и всю старшину на казацкой раде;
  • • получение во владение города Трахгемирив для содержания зимних квартир, вооружения и госпиталь.

Восстание 90-х годов XVI в. Причины первых казацких восстаний:

  • польское правительство боялся распространения влияния казачества, особенно после узаконивания Третьим Литовским уставом крепостничества, что обусловило усиление выступлений крестьян и мещан, массовые побеги народа на Запорожье;
  • попытки польских властей взять под контроль украинское казачество, осознание им в конце XVI ст-своей отдельности от других состояний, начало борьбы за свои права;
  • развертывания экспансии польской шляхты на относительно свободные украинские земли, освоенные ранее Украинская, столкновения интересов казачества и шляхты.

Первым серьезным выступлением казачества было восстание 1591-1593 гг. Во главе с Криштофом Косинским, которое потерпело поражение. Повстанцы проиграли бой под Пятой, а впоследствии руководителя выступления были убиты. Почти без перерыва началось следующее восстание - 1594-1596 гг. Под руководством Северина Наливайко, а также Григория Лободы и Матфея Шаулы. Восставшие длительное время обороняли укрепленный лагерь в урочище Солоница вблизи Лубен, но измена открыла путь к кровавой расправы. Казнены были и руководители восстания.

Последствия первых казацких восстаний:

  • казачество впервые проявило себя новой общественной силой, которая начала борьбу за сословные права;
  • казачество фактически возглавило освободительное движение в Украине, не имея программы борьбы;
  • приобретения казачеством опыта управления большими массами населения на значительной территории;
  • причинение массового покозачення крестьян и мещан, понимание казачьих порядков, как лучших польских;
  • попытка распространения прав и привилегий реестровых на все казачество;
  • впервые выдвинута идея создания отдельной казацкой территории, где не было бы вмешательство польской власти.

Деятельность православных братств. Братский движение

В XVI в. Европу охватила Реформация - общественно-политическое движение. направлен против католической церкви, положивший начало новому направлению в христианстве - протестантизма. Влияние реформационных идей свидетельствует и деятельность православных братств - национально-религиозных общественных объединений горожан при православных церквях. 1586 за Львовским Успенским братством устанавливалось право превосходства над другими братствами и контроль за духовенством.

Положение православной церкви:

  • постоянное нарушение прав церкви, назначение на должности епископов вместо выборности, предоставление должностей светским лицам, распоряжения церквями и монастырями на основании права собственности, распространение католицизма;
  • отсутствие высокого образования среди духовных лиц, деморализация митрополитов и епископов, которые фактически предавали свою церковь и народ, вмешательства светских лиц и государства в дела церкви;
  • православные святыни приходили в запустение, грабилось и уничтожалось собственность;
  • провозглашения в Москве самостоятельного патриархата, его недвусмысленные намерения относительно украинских земель.

Образование греко-католической церкви

Представители высшего духовенства, украинские магнаты и шляхта стали склоняться к идее объединения с римско-католической церковью, считая, что оно:

  • позволит уравнять в правах православных иерархов с католическими;
  • способствовать более тесному сближению с западноевропейской культурой;
  • станет средством обновления православной церкви, подъем ее к потребностям времени.

Для этого было созвано Брестский церковный собор (в 1596 г.). На нем произошел раскол. Значительная часть шляхты и горожан, крестьянство не поддерживала идею унии. Борьбу с ней возглавил В. К. Острожский. И все же предыдущее решение о союзе православной и римско-католической церкви было принято. Основные условия:

  • • признание превосходства Папы Римского как первоиерарха всей христианской церкви;
  • • сохранение по более низкому духовенством права жениться в отличие от латинского духовенства;
  • • сохранение православной византийской обрядности и юлианского календаря;
  • • уравнивание в правах украинского духовенства с польским в Речи Посполитой;
  • • обучение в школах и семинариях на украинских землях вести греческим и славянским языками;
  • • проведение богослужений на церковнославянском языке.

Последствия Брестской церковной унии

• образование Украинской греко-катрлицькои церкви, которую возглавил митрополит Михаил Рогоза;

• вместо одной церкви возникло две. Православная церковь осталась без высокой иерархии;

Украинская православная церковь не прекратила поиска путей своего обновления;

• фактического уравнения общественного положения греко-католиков и католиков не произошло;

• обострение противостояния на религиозной почве, защита православия состояние основным лозунгом в национально-освободительной борьбе на ближайшие полвека.

Развитие культуры и образования. Условия развития украинской культуры п XVI в. были неодинаковыми для различных земель. Погреба национального самосохранения обусловила подъем украинской культуры. При отсутствии государства это была единственная отрасль, где Украинцы могли беречь свою самобытность. Длительная традиция применения двух литературных языков: книжного староукраинской языка (ее называли простым языком) и славянорусской языка. Простая речь была приближена к разговорной и широко использовалась.

Именно на этом языке была переведена Библия - знаменитое Пересоппицькс Евангелие, которое сделали в 1556-1561 гг. Архимандрит местного монастыря Григорий и сын протопопа с Сянока Михаил Василевич.

Достижения в области образования и науки. Начальные школы действовали при церквях и монастырях. Возникли греко-католические школы (Холм, Владимир), иезуитские коллегиума (Львов, Луцк, Перемышль, Ярослав), протестантские школы (Киселип - академия, Берестечко, Гьоща). Школы организовывали также братства, славилась в частности школа Львовского братства.

Крупнейшим явлением образования второй половыми XVI в. была Острожская академия (1578), созданная на основе острожского культурно-образовательного центра, который собрал в своем родовом имении в 1576 князь В. К. Острожский. Первым ректором заведения был Г. Смотрицкий, ученый и писатель, автор ряда полемических трактатов, в частности произведения «Ключ царства небесного» (1587). В школе преподавалось «семь свободных наук», основательно изучались языки (в том числе латинская), обучение предусматривало получение начального и среднего образования с элементами высшей. В академии работали лучшие украинские ученые и педагоги, а также некоторые зарубежные специалисты. Среди воспитанников заведения много выдающихся личностей, например, Петр Сагайдачный.

Книгопечатания. В Остроге несколько лет работал и выдал настоящий шедевр (Острожская Библия, 1581) Иван Федоров (Федорович). До этого он в 1574 издал во Львове «Апостол» и «Букварь». Среди первых учебников была «Грамматика словенская» (в 1596 г..), Автором которой был Лаврентий Зизаний.

Устное народное творчество. Создателями и исполнителями дум и исторических песен были кобзари, которые способствовали развитию музыкального искусства и своеобразной поэзии, популярные обрядовые и исторические песни.

Литература. Среди писателей, писавших на латыни, прославились С. Кленович (поэма «Роксолания») и С. Ориховского. Появление полемической литературы (Г. Смотрицкий, И. Вышенский, И. Потий).

Архитектура. Усилиями Львовского Успенского братства во Львове появился ансамбль Успенской церкви, принадлежит к лучшим памятников ренессансной архитектуры. Ведущее место в архитектуре Возрождения принадлежало светским зданиям - ратушам, замкам, дворцам, жилищам мещан (дом Корнякта во Львове), хотя не теряло своего значения и строительство оборонительных сооружений (перестройка замков в Луцке, Каменец-Подольском, Меджибожский замок, Острожский замок ).

Изобразительное искусство. Продолжали развиваться искусство миниатюры и иконописи, среди которых следует выделить икону Успения Богородицы перемишльского художника Алексея Горошковича (1547) и миниатюры Пересопницкого Евангелия (между 1556 и 1561). Появление монументальной скульптуры, получил распространение скульптурный портрет, исключительного мастерства достигли украинские художники в создании иконостасов. С появлением книгопечатания особую популярность приобрела гравюра. Высоким мастерством отличались графические изображения «Апостола» и Острожской Библии. Развивалось декоративно-прикладное искусство. Итак, культурная жизнь во второй половине XVI в. можно определить как начало национально-культурного возрождения.

Хронологический справочник: Украинские земли во второй половине 16 в

Персоналии: Украинские земли во второй половине 16 в

Сроки: Украинские земли во второй половине 16 в

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *