В. Гюго «Мазепа» характеристика

Характеристика поэмы В. Гюго «Мазепа» и ее сравнение с поэмой Байрона

В. Гюго «Мазепа» характеристика

Под непосредственным влиянием поэмы Байрона «Мазепа» 1829 появилась одноименная поэма Виктора Гюго из сборника «Ориентации». Большинство строф ее первого раздела имеют соответствия в поэме Байрона, они инспирировались ее образами и картинами, близкими или даже тождественными по фабульным содержанием. Но несмотря на это поэмы Байрона и Гюго являются произведениями различного содержания и стиля. В поэме Гюго не остается и следа от лирического драматизма Байрона, сюжет переводится в живописный план и объективируется. Если у английского поэта герой ведет рассказ от первого лица, придает поэме характера лирической исповеди, то у Гюго рассказ ведется в имперсональный эпико-описательном ключе, а герой превращается в постоянный компонент ряда живописных кадров. Словом, в поэме Гюго «Мазепа» преобладает живописный элемент, который вытесняет лирический. В поэме доминирует стихия красок и света, пластических образов и форм. Локальные признаки украинского ландшафта и «следы истории», которые встречаются у Байрона, в ней исчезают. О том, насколько примерно представлял поэт украинский колорит, свидетельствует появление в нем песчаной пустыни с барханами, «похожими на полосатое покрывало».

Нечто подобное происходит в поэме Гюго и с образом Мазепы, окончательно теряет черты конкретного исторического деятеля и мифологизуеться. Правда, в последних строфах первой главы говорится о том, что «этот живой труп однажды станет повелителем племен Украина», что «его дикая величие родится с мучений» и он «вознаградит себя, засевая поле мертвыми без погребения», но это говорится на уровне обобщения, присущего мифопоэтическом герою. В целом можно утверждать, что у Гюго происходит преобразование образа исторического деятеля в мифопоэтической символ.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *