Отчуждение человека и абсурдность бытия в романе А. Камю «Чума»

Произведение «Отчуждение человека и абсурдность бытия в романе А. Камю« Чума »

Творчество А. Камю - французский прозаик, публицист, философ - оказала значительное влияние на развитие европейской культуры ХХ в.

Одним из лучших произведений писателя является роман «Чума», написанный в 1946 году. В этом произведении ярко проявилась идейная и творческая эволюция художника.

По определению критики, роман имеет несколько смысловых уровней: «В этом стройном произведении, внешне таком незворушливому, звучит много разнообразных голосов ...». Сам автор отмечал, что «явное содержание» романа - «борьба европейского Сопротивления против фашизма», поданном в аллегорическом образе чумы. Сравнивая чуму с войной, автор отмечает, что обе застают человечество врасплох. В произведении перед нами предстают страшная атмосфера города в изоляции, картины отчуждения людей, обусловленного карантином, что напоминает фашистскую оккупацию Европы в годы Второй мировой войны. Художественное постижение событий тех времен писатель предлагает нам в свете экзистенциальной философии, предоставляя таким образом сюжету глубокого значения.

Аллегорически изображая французский движение Сопротивления, писатель изображает не конфликт отдельных личностей, характеров, общественных или идеологических группировок, а столкновение человечества с безличной, страшной, разрушительной силой - чумой, чем-то вроде абсолютного зла. Неожиданное и безжалостное вмешательство чумы раскрывает абсурдность, иррациональность мира, обманчивость гармонии и логичности жизни. Оставаясь один на один с этой бессмысленной и неумолимой силой, несущей смерть, персонажи романа должны определиться в своем отношении к миру и людям.

В «Чуме» развились экзистенциальные мотивы предыдущих произведений Камю: абсурдность бытия, свобода человека, его выбор перед лицом смерти. Свой выбор делает каждый. Доктор Рие понимает, что зло непобедимо, но он продолжает выполнять свой долг, помогает больным, подвергаясь опасности заболеть самому. Он не герой, но в экстремальной ситуации сохраняет человеческое достоинство. Рие не одинок, многие вместе с ним борются со злом, даже понимая, что оно непреодолимое: Тарру, Рамбер, Гран, Панлю, иметь Рие, другие. Поэтому вывод, к которому приходит Рие, не кажется ли читателю излишне пафосным: «... Люди больше заслуживают восхищения, чем на пренебрежение». Роман Камю - это притча о людях, которые «из-за невозможности быть святыми, отказываясь смириться с бедой, пытаются быть целителями».

Нравственные проблемы, возникающие на страницах романа, автор тоже решает с позиций экзистенциализма. Мир абсурден, говорит автор, и человек должен мужественно это признать. Но абсурдность мира не оправдывает нежелание человека жить по законам совести, чести, долга. Со злом надо бороться в любых его проявлениях, даже когда оно непреодолимое. В финале сказано: «бацилла чумы никогда не умирает и никогда не исчезнет», как никогда не исчезнет зло в мире, поэтому каждый человек должен определить свою жизненную позицию. В борьбе со злом люди объединяются, тогда они не чувствуют себя такими одинокими в мире. Любовь - важнейшая человеческая ценность, она придает человеку силы жить в абсурдном мире.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *