Какие функции выполняет литература

Какие функции выполняет литература вы узнаете в этой статье.

функции литературы

Классическая литература в результате ее прочтения человеком выполняет следующие функции:

  • познавательная,
  • воспитательная,
  • коммуникативная,
  • эстетическая
  • творческая.

Все перечисленные функции, безусловно, вносят определенный вклад в формирование мировоззрения личности.

1. Познавательная. Эта функция, безусловно, самая очевидная: она проявляется в способности художественной литературы «обогащать» человека определенными знаниями: о мире, о природе, о людях и т.д. Кроме того, в процессе прочтения определенной книги осуществляется и самопознания личности. Самопознания, наряду с самовоспитанием и самообразованием - основные моменты в формировании мировоззрения. При формировании личности рассмотрен процесс проявляется в осознании «духовного Я»: своих психических и нравственных качеств. Главное, что получает читатель в процессе общения с книгой - это, на наш взгляд, языковой знания.

2. Воспитательная. Эта функция заключается в воздействии художественной литературы на чувства и на сознание человека. Недаром все сказки имеют ярко выраженное противостояние добра и зла, чем формируют определенный стереотип поведения и воспитывают чувство. Будучи «проводником» передовых, гуманных общечеловеческих идеалов, художественная литература выполняет задачи идейного и нравственного воспитания личности. Именно поэтому так важны традиции семейного чтения, когда есть общее сопереживание, обсуждения. Секрет воздействия художественной литературы на формирование личности ребенка заключается в том, что законы Моральности не возвышаются в готовом виде. Главный инструмент писателя - художественный образ, а не для науки. Используя художественные образы, автор предоставляет человеку возможность самому сформировать отношение к описываемым в произведении событий, сделать выводы, вынести урок.

3. Коммуникативная. Слово в данном случае служит средством сообщения. Эта функция является одной из основных.

Коммуникативная функция, на наш взгляд, является своего рода предшественницей всех других функций. Вступая в контакт с книгой с помощью слова, человек познает что-то (познавательная функция), получает удовольствие от чтения (развлекательная функция), формирует эстетический вкус (эстетическая) и т.д. При этом сам акт коммуникации вполне активен: читатель вправе принимать точку зрения автора или не соглашаться с ней; информация же, что исходит от автора, имеет прямое влияние на сознание человека.

В первую очередь в процесс коммуникации вовлечены двое: читатель и сама книга. Чаще всего это читатель и автор. Немая собеседница - книга очень четко передает свои мысли, чувства и эмоции, то есть в какой-то степени выполняет еще и эмотивную функцию. В данном случае возможен монолог (авторские отступления), диалог (взаимодействие с читателем), полилог (взаимодействие читателя с героями и автором одновременно).

Коммуникативная функция тесно взаимодействует с эстетической, и это взаимодействие приводит к тому, что в языке художественного произведения слово не только передает какой-то смысл, смысл, но и эмоционально воздействует на читателя, вызывая у него определенные мысли, представления; читатель в какой-то степени становится соучастником описываемых событий.

4. Эстетическая. Настоящие произведения искусства всегда доставляли человечеству эстетическое наслаждение. В данном случае это наслаждение словом, сюжетной линией. Кроме того, литературное произведение доставляет удовольствие и занимает досуга. Хорошая книга воспитывает настоящий художественный вкус, положительным образом влияет на поведение и общение человека с другими людьми. Книга также способна развивать представления о красоте как одну из основных ценностей человечества, имеющих непосредственное отношение к гуманитарной культуры. Применительно к детской литературы данную функцию следовало бы обозначить как развлекательную. Без нее, в данном случае, немыслимые и все другие функции: если книга не заинтересует ребенка - не будет ни познания, ни воспитания и т.д.

5. Творческая. Эта функция характеризует стремление человека к саморазвитию, самосовершенствованию, самосозидание в различных сферах. В конечном итоге она способствует становлению субъекта культуры.

Указанная функция «вытекает» из предыдущих и является, на наш взгляд, «итоговой» в процессе формирования духовности личности.

Это проявляется тогда, когда лучшие образцы художественной литературы способствуют стремлению человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей (самоактуализация). Кроме того, стремление индивида изменить себя (см. Познавательную функцию) рождает уже сознательную деятельность, направленную на более полную реализацию себя как личности (самовоспитание). Деятельность, как основа для развития культуры вообще, в данном случае выходит на первое место. Самовоспитания, в идеале, базируется на адекватную самооценку, что соответствует реальным возможностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что в совокупности указанные функции способны «подтолкнуть» человека к непосредственному осознание себя как личности, к необходимости творчества и самореализации в этом творчестве. Человек - существо духовное, и в этом ее главная сила. Литература же, в свою очередь, и направлена ​​на духовную сторону, на ее развитие. Если человек принял классику в свой духовный мир - она ​​никогда с ней не расстанется и в тяжелые минуты жизни будет вновь и вновь обращаться к книгам с помощью, искать, как в лучших друзей, поддержки в чтении. И, безусловно, перечитывая одну и ту же книгу заново, человек будет открывать ее по-новому, чувствуя неисчерпаемый источник литературной мудрости.

Теперь вы знаете какие функции выполняет художественная литература и сможете использовать эти знания на уроках.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *