«Жизнь Галилея» сюжет

«Жизнь Галилея» - пьеса немецкого поэта и драматурга Бертольта Брехта, один из самых значительных его произведений.

Сюжет «Жизнь Галилея»

Действие происходит в Италии XVII века, в Падуе и Флоренции, в течение 28 лет. В начале пьесы Галилео Галилею 46 лет; в доме, кроме дочери Вирджинии, живет экономка - госпожа Сарти с сыном Андреа. Научные занятия не приносят Галилею доходов: математика, утверждает куратор Падуанского университета, «не так необходима, как философия, и не так полезна, как богословие». Ученые в Венецианской республике защищены от инквизиции, но получают копейки, и Галилей зарабатывает на жизнь, преподавая математику состоятельным ученикам, изобретая новые приспособления, «игрушки» надшталт пропорционального циркуля или машины, как, например, водяной насос, но настоящая его страсть - астрономия. Ему кажется, что наступили «новые времена» и что человечество вот-вот вырвется из замкнутой системы мироздания, созданной Птолемеем. В свободное от работы время он посвящает в пока еще запрещено учение Коперника самого благодарного из своих учеников - юного Андреа Сарти.

В доме Галилея появляется богатый молодой человек Людовико Марсили, готов брать уроки, но исключительно по настоянию родителей: «в науках ведь всегда все не так, как следует по здоровому человеческому пониманию». От него Галилей узнает о новом изобретении голландских мастеров - небольшую повышательную трубу. По описаниям Людовико ученый создает телескоп, с помощью которого обнаруживает в небесном пространстве явления, подтверждающие учение Коперника. Однако друг Галилея Сагредо не разделяет его увлечение - чиновники не могут оставлять на свободе человека, обладающего истиной: «Исполненный зла тот день, когда человек открывает истину, он ослеплен в тот момент, когда уверует в разум человеческого рода».

Но Галилей верит в человеческий разум и в силу доказательств - не имея средств для своей научной работы, в поисках богатых покровителей он переезжает из свободной Венецианской республики в более консервативную Флоренцию и становится советником при дворе герцога Козимо II Медичи. Здесь с помощью телескопа он пытается показать придворным ученым звезды, движение которых опровергает существующие представления о строении Вселенной. Но ученые в ответ цитируют авторитетного для католической церкви Аристотеля. И сколько не умоляет их Галилей довериться своим глазам, ученые идут, так и не взглянув в телескоп.

Попытки Галилея доказать, что система мироздания, согласно которой мир вращается вокруг Земли, неверна, приводят его к конфликту с церковью кардинал-инквизитор склоняет на свою сторону его дочь Вирджинию. Новые надежды вселяют в Галилея восхождение на святой престол под именем Урбана VIII, кардинала Барберини, ученого-математика: «Мы еще доживем до времени, когда не придется оглядываться, как преступнику, говоря, что дважды два - четыре».

Учение Галилея тем временем широко распространяется в народе: новые идеи подхватывают уличные певцы и памфлетист, астрономические темы используют в оформлении карнавальных шествий. Однако чума и неудачные войны, подрывающие веру, наконец, Реформация побуждают церковь усилить борьбу с инакомыслием. Козимо Медичи отворачивается от Галилея, папа Урбан VIII сначала пытается его спасти, но в конце концов уступает доводам кардинала-инквизитора, произнеся для Галилея лишь одно послабление: его пытать - ему только покажут орудия пыток.

Демонстрации орудий пыток оказывается достаточно, чтобы сломить Галилея: большой колокол собора Святого Марка торжественно сообщает об отречении всемирно известного ученого. Разочарованный Андреа, любимый его ученик, проклинает учителя: «Несчастная та страна, в которой нет героев!» - «Нет! Несчастная та страна, которая нуждается в героях », - отвечает Галилей.

Заброшенный учеником, он продолжает, под наблюдением монахов, свои исследования. Проходит десять лет, перед отъездом за границу Андреа Сарти, сам уже известный ученый, приходит к бывшему учителю попрощаться. Галилей просит его вывезти из страны экземпляр рукописи, над которой он тайно работал последние годы. В глазах Андреа эту работу оправдывает отречение Галилея, однако сам ученый не находит и не ищет себе оправдания.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *