«Желтый князь» анализ

Желтый князь - первый в мировой литературе профессиональный прозаическое произведение, посвященный голодомору 1932-1933 годов. Автор - украинский писатель Василий Барка

«Желтый князь» анализ

Жанр - роман

Год издания: 1963

Главные герои «Желтый князь»

  • Мирон Данилович Катранник - человек Дарьи
  • Дария Александровна Катранник - жена Мирона
  • Николай Миронович Катранник - первенец Дарьи и Мирона
  • Елена Мироновна Катранник - дочь Дарьи и Мирона
  • Андрей Миронович Катранник - младший сын Дарьи и Мирона
  • Харитина Григорьевна Катранник - мать Мирона

«Желтый князь» сюжет

В основу романа положены личные воспоминания Василия Барки-Камыши о ходе геноцида Украинской 1932-1933 годов, организованный правительством СССР. И хотя лично Барка в те годы не был в деревне, но сохранил точные воспоминания брата, семья которого была подвергнута пытками голодом. После этого он в течение двадцати пяти лет скрупулезно собирал воспоминания очевидцев Голодомора, что дало почву для широких литературных обобщений.

Катастрофу нации во время Голодомора писатель изображает через личную трагедию семьи Катранникив, из которых живым остается только младший сын, Андрюша - в общем типичная ситуация из реальной жизни. Картины жизни семьи наполнены впечатляющими, страшными подробностями. Но во всех ситуациях герои остаются верными крестьянской и общечеловеческой морали. Даже голодный, умирающий Мирон Данилович не выдает местонахождение церковной чаши - святыни, скрытой от банд комсомольцев.

Андрюша также хочет поделиться последним хлебом с совершенно чужой женщиной, которая находится на грани смерти от голода. Этот сюжет соответствует многочисленным случаям благотворительности, которые очевидцы свидетельствовали перед лицом смерти.

Заканчивается произведение оптимистично - над землей рождается новый день, несущий надежду.

«Желтый князь» характеристика

В «Желтом князья» рассказывается о настоящих мучеников, которыми являются не только все члены семьи Катранникив, но и весь украинский народ. Есть в романе и перечень жертв преследования, гонения, а также пережитых ими страданий. В подтверждение этой мысли писатель создал свой календарь:

декабрь-трупень, ноябрь - пухлень,

январь-могилень, февраль - людоидень,

сентябрь-розбоень, март - пустирень,

октябрь-худень, апрель - чумень.

Писатель с поразительной силой и правдивостью показывает, как украинская земля, всегда несла радость земледельцу, который жил в извечной гармонии с природой, превратилась в зону смерти. В семье Катранникив постепенно вымерли все: бабушка Харитина Григорьевна (хранительница украинского рода), мать и отец, их дети Коля и Лена. Остался только самый молодой побег семьи - Андрей.

Эта трагическая история семьи связана с историей их гнезда - крестьянского дома, на которую и пришелся первый удар «саранчой с столицы». Дом опустошают до неузнаваемости уже сразу. А для украинского крестьянина разрушение дома означает начало смерти его самого. Вернулась из церкви мудрая и рассудительная Харитина Григорьевна и не узнала всегда белый, нарядную их дом: «А вот - хуже, чем в сарае! Как после землетрясения. Поперериване все и поперекидане, позмишуване и попрано. Слеза сбежала по щеке. Догадалась старая - уже конец наступил. На старость увидела уничтожено их дом, дом - святыню, где иконы испокон веков осяювали хлеб на столе ».

Обречена на голод семья, сначала, пока было скрыто пшено, ночью ела кашу, а голод становился все сильнее; потом все, что осталось на поле - свеклу, подсолнухи, капустные кочаны; тогда корни болотной травы череды, мерзлую конину, зерно, отнятое у мышей весной, отловленных Мироном и Андреем сусликов, воробьев, скворцов ....

Главный герой Мирон Катранник является носителем авторской идеи непокорности духа украинском. Впечатляет рассказ о смерти старшего сына Катранникив Коли. После признания Коли: «Я скоро умру», отец «не способен слово произнести: душа скована ...» Далее раскрывается его внутреннее состояние: «Кажется, сердце западает в яму. Так пробыл долго круг первенца. Вынул из кармана лепешку и положил сыну руку: слышать, как холодная ладонь у него и вовсе безвольный ».

Один из кульминационных моментов романа - поиски партийцами спрятанной церковной чаши, допрос и пытки за нее Мирона Даниловича. Его заставляют признаться, где она спрятана, соблазняют мешком с мукой, на который Мирон Данилович «смотрел безвиразно». Итак, честь для Мирона - превыше всего. Он до последнего вздоха продолжает искать собственные внутренние силы, чтобы не сломаться перед желтым князем, не упустить в душу его разрушительный дух. Но когда партийцы во главе с Отроходиним раскрывают перед Катранником еще один мешок с мукой, он не сдерживается: и смотрит на него и наслаждается волшебным видением. Писатель заглядывает в душу героя, передает самыми тонкими мазками чутгеви движения угасающей сознания. «Еще никогда при жизни таким диким воплем, никому не слышным, однако безмерно жгучим, не рвалась в душе жажда».

Так Мирон Катранник унаследовал лучшие черты национального характера: человеколюбие, уважение к труду, к земле. Он не может изменить своей совести и народу.

Коля, старший сын Мирона Катранника, втайне читает запрещенную книгу, в которой рассказывается о Правде и обиду.

В романе «Желтый князь» зло, несправедливость - это и есть та страшная тоталитарная система, это голод, который она создала. Конкретное воплощение одного из таких демонов - Отроходин. Недаром В. Барка несколько раз отмечает желтом цвете его лица. Другой демон, и пожалуй, самый главный - Сталин, «усатый изувер», который «завел ад». Желтый цвет, присутствующий в романе, тоже является олицетворением зла. В «Желтом князья» этот цвет присутствует постоянно: именно желтыми засохшими сорняками заросли когда шумные от детского щебета сельские улицы, желтые мертвые тела.

Добро в романе воплощается прежде всего в образе солнца, цвета тепла, огня, спелого колоса, долгожданного хлеба. Солнце постоянно присутствует в сознании людей как последняя надежда, как воплощение Бога, вечной жизни.

Символический образ романа - церковная чаша. Она была для крестьянства «вместилищем огня и света небесного», «самая дорогая драгоценность в мире».

Поэтому, рискуя жизнью, люди и спасли ее от грабителей, разрушителей, спрятали в надежном месте - во дворе печников, о котором знает самый молодой из вымершей семьи Катранникив. Символической последняя сцена романа: собираясь в дорогу на рассвете, Андрюша проверяет тайник церковной чаши. Малом кажется, что над ними, их могилами восходит солнце, а чаша, как символ всепобеждающей добра, гуманизма, любви, гармонии между людьми, чтобы «навечно принести спасение». Андрюша вернется и откопает чаши.

Таким заключительным обнадеживающим аккордом завершает В.Барка свое произведение, он верит в возрождение души украинского народа, потому что это устойчивым его убеждению как художника и украинском.

Добавить комментарий

Ответить Отменить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *