«Слепой музыкант» сокращенно

В. Короленко «Слепой музыкант» краткое содержание можно прочитать в этой статье за ​​7-10 минут.

«Слепой музыкант» сокращенно

В богатой помещичьей семье родился слепой мальчик. Ребенка назвали Петром. Его воспитанием занимается мать, Анна Михайловна Попельских, и ее брат Максим, в прошлом солдат армии Гарибальди, инвалид без ноги. Он учит Петруся, в частности, чтения по методу Брайля. Именно Максим первым объясняет сестре, что бессмысленно всю жизнь ограждать слепого ребенка от внешнего мира и проблем, которые там его ждут. Он призывает Анну развивать природные склонности Петруся. «Глупая заботливость, устраняет от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более полное жизни».

Очень скоро становится ясно, что мальчик тонко чувствует музыку. Кроме того, что от природы у него заостренный слух, он очень восприимчив к звукам любой природы. Петрусь безошибочно выделяет из всего многообразия льются на него звуков те, что производятся музыкальными инструментами. Однажды вечером он признается матери, что перед сном находится под «особенно волшебным впечатлением». Причина этого оказывается быстро: в сумерках пастух Иохим играет на самодельной свирели. Он пережил несчастную любовь и, будучи отвергнутым, пытался излить свою печаль в музыке. Перепробовав несколько покупных дудок и не найдя подходящей, Иохим смастерил свирель сам. «Дудка вышла на славу. Высушив иву, он выпалил ей сердце раскаленной проволокой, прожег шесть круглых отверстий, прорезал наискось седьмое и плотно заткнул один конец деревянною затычкой ... Потом она целую неделю висела на веревке, причем ее грело солнцем и обдавало звонким ветром ». Мелодии, исполняемые Иохима, очень тонко гармонируют с окружающей природой. Пожалуй, Петрусь интуитивно это чувствует. Раз придя на конюшню к Иохима, чтобы послушать его, мальчик начинает просиживать у музыканта все вечера. Подвижная ревностью, Анна просит мужа выписать из города пианино. Она прежде училась музыке и даже добилась отличной техники исполнения. Однако чопорная немка-преподаватель своими бесконечными придирками и механистическим подходом к обучению отбила у своей ученицы всякую охоту к занятиям и любовь к музыке как таковой. Анна, пытаясь вновь обрести полный контроль над чувствами сына, принимается играть при нем «высокотехничную» пьесу, по которой была в свое время удостоена похвалы преподавательницы. Однако в ее исполнения нет душевности и искренности. Петрусь пугается, развивается и убегает. Он не любит «чужого гостя» - пианино, и по-прежнему стремится слушать «родную» музыку простой пастушьей свирели. Анна понимает, что ей, чтобы вернуть доверие сына, придется научиться чувствовать музыку так же тонко, как это делают Петрусь и Иохим. Анна пересиливает образа и снобизм. Ее выполнение со временем меняется, она овладевает способность передавать в музыке свои эмоции. Петрусь все чаще слушает мать, начинает учиться у нее сам. Однажды он задает ей вопрос о цветах, поскольку чувствует их отличие ощупь. Мальчик гладит белую шею аиста, а затем прикасается к черных перьев на крыльях птицы. Анна передает это различие с помощью высоты звуков на инструменте (низкие тона соответствуют темным, высокие - светлым краскам). Максим учит мальчика истории страны через героические песни, образы которых оказываются близки и понятны Петя.

Петрусь достаточно свободно передвигается по дому и усадьбе. Посторонние люди далеко не сразу определяют, что он слепой - настолько уверены его движения. Мальчик любит гулять над рекой. Однажды во время прогулки он знакомится с девочкой Эвелиной, примерно одних лет с ним. Эвелина - поздняя дочь очень спокойных и любящих родителей - господ Яскульский. Эвелина - необыкновенно умная и рассудительная девочка. Внешне совсем ребенок, она способна на понимание, жертв