«Слепой музыкант» сокращенно

В. Короленко «Слепой музыкант» краткое содержание можно прочитать в этой статье за ​​7-10 минут.

«Слепой музыкант» сокращенно

В богатой помещичьей семье родился слепой мальчик. Ребенка назвали Петром. Его воспитанием занимается мать, Анна Михайловна Попельских, и ее брат Максим, в прошлом солдат армии Гарибальди, инвалид без ноги. Он учит Петруся, в частности, чтения по методу Брайля. Именно Максим первым объясняет сестре, что бессмысленно всю жизнь ограждать слепого ребенка от внешнего мира и проблем, которые там его ждут. Он призывает Анну развивать природные склонности Петруся. «Глупая заботливость, устраняет от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более полное жизни».

Очень скоро становится ясно, что мальчик тонко чувствует музыку. Кроме того, что от природы у него заостренный слух, он очень восприимчив к звукам любой природы. Петрусь безошибочно выделяет из всего многообразия льются на него звуков те, что производятся музыкальными инструментами. Однажды вечером он признается матери, что перед сном находится под «особенно волшебным впечатлением». Причина этого оказывается быстро: в сумерках пастух Иохим играет на самодельной свирели. Он пережил несчастную любовь и, будучи отвергнутым, пытался излить свою печаль в музыке. Перепробовав несколько покупных дудок и не найдя подходящей, Иохим смастерил свирель сам. «Дудка вышла на славу. Высушив иву, он выпалил ей сердце раскаленной проволокой, прожег шесть круглых отверстий, прорезал наискось седьмое и плотно заткнул один конец деревянною затычкой ... Потом она целую неделю висела на веревке, причем ее грело солнцем и обдавало звонким ветром ». Мелодии, исполняемые Иохима, очень тонко гармонируют с окружающей природой. Пожалуй, Петрусь интуитивно это чувствует. Раз придя на конюшню к Иохима, чтобы послушать его, мальчик начинает просиживать у музыканта все вечера. Подвижная ревностью, Анна просит мужа выписать из города пианино. Она прежде училась музыке и даже добилась отличной техники исполнения. Однако чопорная немка-преподаватель своими бесконечными придирками и механистическим подходом к обучению отбила у своей ученицы всякую охоту к занятиям и любовь к музыке как таковой. Анна, пытаясь вновь обрести полный контроль над чувствами сына, принимается играть при нем «высокотехничную» пьесу, по которой была в свое время удостоена похвалы преподавательницы. Однако в ее исполнения нет душевности и искренности. Петрусь пугается, развивается и убегает. Он не любит «чужого гостя» - пианино, и по-прежнему стремится слушать «родную» музыку простой пастушьей свирели. Анна понимает, что ей, чтобы вернуть доверие сына, придется научиться чувствовать музыку так же тонко, как это делают Петрусь и Иохим. Анна пересиливает образа и снобизм. Ее выполнение со временем меняется, она овладевает способность передавать в музыке свои эмоции. Петрусь все чаще слушает мать, начинает учиться у нее сам. Однажды он задает ей вопрос о цветах, поскольку чувствует их отличие ощупь. Мальчик гладит белую шею аиста, а затем прикасается к черных перьев на крыльях птицы. Анна передает это различие с помощью высоты звуков на инструменте (низкие тона соответствуют темным, высокие - светлым краскам). Максим учит мальчика истории страны через героические песни, образы которых оказываются близки и понятны Петя.

Петрусь достаточно свободно передвигается по дому и усадьбе. Посторонние люди далеко не сразу определяют, что он слепой - настолько уверены его движения. Мальчик любит гулять над рекой. Однажды во время прогулки он знакомится с девочкой Эвелиной, примерно одних лет с ним. Эвелина - поздняя дочь очень спокойных и любящих родителей - господ Яскульский. Эвелина - необыкновенно умная и рассудительная девочка. Внешне совсем ребенок, она способна на понимание, жертвенность и сострадание, свойственное взрослой женщине. «Есть натуры, заранее предназначенные для тихого подвига любви, соединенной с печалью и заботой, - натуры, для которых эти заботы о чужом горе составляют как атмосферу, органическую потребность. Природа заранее наделила их спокойствием, без которого немыслим будничный подвиг жизни ... Они глухие на страстные призывы грешной жизни и идут по печальному пути долга так же спокойно, как и по пути яркого личного счастья ». В течение долгих лет мир Петруся состоит из круга родных и Эвелины. Девочка даже начинает вместе с Петей учиться у Максима. Совместные занятия, общие цели еще больше сближают детей.

Взрослые стараются не усиливать страданий слепого, не давать ему понять, чего он лишен, не провоцировать «лишних» вопросов. Однако Анна чувствует сердцем, что ее мальчик все равно скучает о том, чего нет и никогда не было в его жизни - о свете. Время Петрусь признается ей, что видел сон - но не может вспомнить человек. Понимает это и Максим. С целью открыть племяннику двери в окружающий мир, он приглашает в имение старого товарища Ставрученко с двумя молодыми сыновьями. В ходе беседы, молодые люди живо интересуются Эвелиной, а о Петре забывают. Он незаметно выходит из комнаты, утверждая о себе, что Эвелине он не нужен, что она даже не заметила его отсутствия, что он - калека, и не имеет права лишать девушку «большого» жизни. Однако семнадцатилетняя Эвелина вежливо и сдержанно (так, что даже молодые люди удивляются и считают ее ответ достойной женщины гораздо более старшего возраста) объясняет гостям, что «у всякого человека своя дорога в жизни, а в серьезных делах нужно и рассуждать серьезно». Она выходит в сад вслед за Петром и, по его утверждение о собственной ненужности, как о свершившемся факте говорит с ним об их предстоящем бракосочетании и полную нежность совместной жизни. Петр ошарашен и счастлив. Эвелина спокойно объясняет ему, что не намерен искать себе другого, «большого» жизни, они много лет любят друг друга, что для каждого из них нет друга, более близкого, а значит, нет смысла и искать «добра от добра». Эвелина удивлена ​​тем, что Петр раньше не думал об их свадьбе, что он хотел отказаться от нее ради ее же блага. Девушка спокойно и взвешенно рисует Петру его собственные перспективы: он должен профессионально учиться _ музыке и концертировать. Все отмечают его необычайный дар и выдающиеся способности. Эвелина предсказывает любимому блестящее будущее. «У тебя тоже будет своя работа. Если бы ты видел, если бы ты знал, что ты можешь сделать со всеми нами ... »

Семья вместе со Ставрученко и Эвелиной выезжает на дальнюю прогулку по историческим местам - захоронение атамана Карого и слепого бандуриста Юрий, который сопровождал атамана во всех его славных походах. В монастыре компании осматривают старинную церковь и поднимаются на колокольню. Оба звонаря слепые. Один из них, Роман, ослеп в возрасте семи лет. Он помнит мать, понимает, что такое свет, любит детей и не в обиде на весь мир. Другой, Егор, слепой от рождения. Он зол на людей, он очень обостренно переживает собственную «неполноценность», обвиняет окружающих в невнимательности, жалуется на свою ненужность. Петр инстинктивно узнает в нем собрата по несчастью. Когда все спускаются вниз, Петр задерживается, чтобы поговорить с Егором. Эвелина слышит их разговор. Егор злится на Романа за то, что тот уронил «чертиков» (то есть детей) на колокольню, пытается поймать их и поколотить. Петр узнает, что у Егора, как и у него самого, заостренный слух (они двое, в отличие от всех присутствующих, слышат звон колоколов с церкви, расположенной в пятнадцати верстах), что тоже не видит снов или по крайней мере не может потом вспомнить их, что он тоже в претензии ко всему миру. По возвращении домой Анна посылает звонарям теплые вещи. Максим говорит с Эвелиной о сходстве Петра и Егора. Эвелина считает, что после этой поездки Петр уверен, что все слепорожденные злые, и не станет бороться со своим эгоизмом, а будет только озлобляться. «Беспросветный грусть менялся в настроении юноши раздражительность нервозностью». Он пытается поссориться с Эвелиной, чтобы не быть «виноватым» в ее «жертве». Петр постоянно изводит себя и окружающих разговорами о своем несчастье. Максим пытается действовать лаской и апеллирует к доступных Петру образов (объясняет палитру цветов с помощью осязательных аналогий, а Петр тут же передает это с помощью звуков на фортепиано). Однако, когда жалобы Петра, его обвинения в адрес несправедливой судьбы и жалость к себе становятся доминирующими в отношении к окружающим, Максим решается на серьезный разговор по душам. Разговор, который готовил Максим, происходит спонтанно. При виде чужого страдания (нищих слепых) Петр стремится отвернуться и уйти, но Максим останавливает его и заставляет ощупь подать слепым милостыню. «Ты досадуешь, что тебе некого проклинать, как Егору, а сам проклинаешь в души своих близких за то, что они отобрали у тебя счастливую судьбу этих слепых ... Если ты захочешь исправить нашу ошибку, если ты швырнешь судьбы в глаза все преимущества, которыми жизни окружило тебя с колыбели и захочешь испытать судьбу этих несчастных ... я обещаю тебе свое уважение, помощь и содействие ». После этого случая Петр долгое время лежит в горячке. Максим уже принимает было свои слова назад и извиняется перед племянником, но выздоровевших Петр просит дядю оказать ему содействие. Они объявляют домашним, что вдвоем едут в год в Киев, чтобы Петр мог там брать уроки музыки у известного пианиста. Максим регулярно направляет Анне успокаивающие письма, уверяя, что дела Петра идут на лад. Через год же выясняется, что Петр все это время путешествовал вместе с двумя другими слепыми (один из них, Федор Кандыба - кобзарь) под именем Юрия. Говорят, что Петр ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у Богоматери исцеления. Петр возвращается в родной дом пешком в нищенской одежде. «Глаза его оставались по-прежнему чистыми и по-прежнему незрячими. Ho душа, несомненно, исцелилась ».

Осенью играют свадьбы Эвелины и Петра. Скоро он узнает, что будет отцом. Ожидания родов болезненно для Петра. Ему кажется, что и ребенок непременно родится слепым. Петру время возвращаются все его бывшие истерические сомнения, он утверждает, что ребенку не следует родиться. Однако доктор, принимавший роды и заранее вооружен офтальмоскопом, констатирует, что младенец видит. Петр потрясен. На несколько мгновений ему кажется, что он прозревает. Он видит мать, Максима, жену, небо и землю. «Всем казалось, что человек, стоявший под ноги, был не тот, которого они так хорошо знали ... то бывший исчез, окруженный тайной, внезапно опустилась на него». Петр не может вспомнить своего видения, но он спокоен. «Я отдал все это ей ... ребенку ...» - произносит Петр и теряет сознание.

Через три года Петр уже очень успешно концертирует в Киеве. Эвелина повсюду сопровождает своего знаменитого мужа. Максим отмечает, что тонкая, чувствительная, полная страданий игра Петра изменилась. «Это уже не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание ... он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и человеческую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных». Максим считает свою миссию на земле выполненной. «Он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой».

Комментарии:
  1. ответить
  2. ответить
  3. ответить
  4. ответить
    • ответить
  5. ответить
  6. ответить
  7. ответить
  8. ответить

Добавить комментарий

Ответить

Ваш e-mail Не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

x